Аудит качества

Аудиторские термины и определения

Аудиторские термины и определения

Годами многие термины и выражения, относящиеся к качеству, применялись как попало (и поныне так), без ясных и четких определений, что вносило путаницу в язык специалистов по качеству. Американское общество контроля качества* (ASQC) рассматривает устранение этой путаницы и установление четких определений терминов в области качества как одну из своих задач. Общение на едином языке — важный вклад в решение проблем качества. Однако слова имеют значение настолько, насколько они ясно поняты.
Знание представленных терминов и определений признано ASQC обязательным при сертификации аудиторов. Приведены также некоторые дополнительные определения, которые могут пригодиться.
Предлагаемые термины и выражения рекомендованы ASQC и не всегда совпадают с терминами, установленными руководством ИСО 8402. — (Прим. ред).


Аудит (Audit) — плановое, независимое и документированное оценивание, суждение (assessment), определяющее, есть ли соответ¬ствие установленным требованиям.
Аудит (проверка) качества (Quality Audit) — систематическое и независимое испытание и оценивание соответствия деятельности по обеспечению качест¬ва и ее результатов плановым мероприятиям, эффективности их внедрения и достижения ими целей.
Аудит (проверка) качества продукции (Product Quality Audit) - количественная оценка соответствия установленным показателям качества продукта.
Аудит (проверка) качества процесса (Process Quality Audit) - анализ элементов процесса, оценка его полноты, правильности выбора условий прове¬дения и возможной эффективности.
Аудит (проверка) системы качества (Quality System Audit) - документированная деятельность, осуществляемая для получения путем проверки и оце¬нивания объективных свидетельств того, что применяемые элементы систе¬мы качества ей соответствуют, что она развивается, документируется и эф¬фективно используется в соответствии с конкретными требованиями.
Аудитор (Auditor) - человек, проводящий аудит.
Главный аудитор (Lead auditor) - лицо (лидер), управляющее аудиторами (командой) в процессе аудита.
Группа аудита, комиссия, команда (Audit Team) - группа людей, уполномоченных проводить аудит под управлением руководителя группы.
Испытание, проверка, тестирование (Testing) - определение способности изделия отвечать соответствующим требованиям при различных физических, химических, механических воздействиях в разных условиях эксплуатации и под влиянием окружающей среды.
Квалификация (Qualification) - статус, приданный организации или лицу, продемонстрировавшим соответствие установленным требованиям, а также сам процесс получения этого статуса.
Клиент, заказчик, заявитель (Client) - лицо или организация, нуждающие¬ся в аудите. В зависимости от обстоятельств клиент может быть самой проверяющей организацией, данной проверяемой организацией или какой-нибудь третьей стороной.
Корректирующее воздействие (Corrective Action) - действие, предпринимаемое для устранения коренной причины (причин) и симптома (симптомов), имеющихся нежелательных отклонений или несоответствий для предотвращения их повторений.
Наблюдение (Observation) - элемент объективных данных, полученных во время аудита.
Надзор за деятельностью в области качества (Quality Surveillance) - постоянное прослеживание и проверка состояния процедур, методов, условий, изделий, процессов и услуг; анализ отчетов с точки зрения установленных рекомендаций для обеспечения выполнения требований к качеству.
Находка, обнаруженные проявления (Finding) - некоторое заключение о важности проявления, основанное на наблюдениях.
Независимость (Independence) — непредвзятость и свобода от внешних влияний.
Норма аудита, стандарт аудита (Audit Standard) - аутентичное описание важнейших характеристик аудита, отражающих современную теорию и прак¬тику.
Обеспечение качества (Quality Assurance) - совокупность всех спланированных и систематических действий, нужных для обретения уверенности в том, что изделие или услуга будут удовлетворять заданным требованиям качества.
Обследование (Survey) - испытание с некоторой определенной целью; инспектирование или тщательное рассмотрение; детальный обзор. Некоторые авторитетные специалисты использует термины "аудит" и "обследование" как синонимы. "Аудит" предполагает существование согласованных критери¬ев, по которым можно проверять планы и действия. "Обследование" предпо¬лагает включение моментов, которые могут быть не связаны с согласованны¬ми критериями.
Объективное свидетельство, доказательство (Objective Evidence) - поддающиеся проверке качественные или количественные наблюдения, информа¬ция, показания приборов, установленные факты относительно качества изде¬лия или услуги или наличия и внедрения элемента системы качества.
Основная (коренная) причина (Root Cause) - основной недостаток, вызывающий несоответствие требованиям, который надо исправить для предотвращения его повторений или появления похожих несоответствий.
Отклонение (Deviation) - несоответствие (или отклонение) показателя продукта, процесса или системы установленным требованиям.
Пересмотр (ревизия) системы качества (Quality System Review) - официальное оценивание руководством состояния и адекватности системы качества с точки зрения политики в области качества и/или новых целей, возникших в связи с изменившимися обстоятельствами.
План повышения качества (Quality Plan) - документ, устанавливающий конкретную практику работы в области качества, выделение ресурсов, проце¬дуры, план действий, относящихся к отдельному изделию, процессу, услуге, контракту или проекту.
Подрядчик (Contractor) - любая организация, которая по условиям кон¬тракта обязуется выполнять работу по снабжению или обслуживанию (прода¬вец, поставщик, субподрядчик, производитель или представитель любого промежуточного звена, если в нем появится потребность).
Подтверждение, верификация (Verification) - действия по пересмотру, инспектированию, тестированию, контролю, аудиту или любые иные, устанавливающие и документирующие соответствие изделий, процессов, услуг или документов определенным требованиям.
Показатель (например, качества) (Characteristic) - свойство, которое по¬могает устанавливать тождество или различие между объектами, поддается описанию или измерению для определения соответствия или несоответствия требованиям.
Политика в области качества (Quality Policy) — всеохватывающие намере¬ния и направления деятельности организации в отношении качества, официально выраженные высшим руководством.
Проверка, инспекция (Inspection) - действия (измерение, экспертиза, испытание), позволяющие определить соответствие одного или нескольких показателей продукции или услуги установленным требованиям.
Проверяемая организация, объект аудита (Auditee) - организация, подлежащая проверке.
Проверяющая организация (Auditing Organization) - отдел или подразделение, сотрудники которого проводят аудит. Это может быть один из отделов проверяемой организации, клиент или независимая третья сторона.
Программа аудита (Audit Program) - организационная структура, договорные обязательства и документированные методы, используемые для планирования и выполнения аудитов.
Прослеживаемость (Traceability) - способность проследить историю применения, месторасположение изделия, воздействия аналогичных изделий или воздействий с помощью идентификации регистрирующих записей.
Процедура, методика (Procedure) - документ, устанавливающий способ и порядок действий.
Руководство (Guidelines) - письменные инструкции, отражающие практический опыт, но не обязательные.
Руководство по качеству (Quality Manual) - документ, устанавливающий политику в области качества, систему управления качеством и практику дея¬тельности организации по обеспечению качества.
Сертификация (Certification) - процедура или действие по определению, подтверждению и аттестации в письменной форме квалификации персонала, процессов, методов или изделий на соответствие установленным требовани¬ям, осуществляемая должным образом уполномоченной группой людей.
Система (достижения) качества (Quality System) - организационная структура, распределение ответственности, методы, процессы и ресурсы для обеспечения руководства качеством.
Соглашение, конвенция, принятое правило, обычай (Convention) - обычная практика, правило или метод взаимоотношений покупателя и продавца (производителя).
Соответствие изготовителя, поставщика (Compliance) - положительное заключение или суждение о том, что поставщик продукции или услуги не только удовлетворяет известным требованиям соответствующих технических усло¬вий, контракта и законов, но и обеспечивает их соблюдение.
Соответствие продукции, услуги (Conformance) - положительное за¬ключение или суждение о том, что продукция или услуга не только удовлетво¬ряет известным требованиям соответствующих технических условий, кон¬тракта и законов, но и обеспечивает их соблюдение.
Стандарт (Standard) - документ, фиксирующий результаты конкретных усилий по стандартизации и утвержденный авторитетным органом.
Стандартизация (Standardization) - действие, документирующее, формализующее и осуществляющее усилия по совершенствованию тех же самых или подобных процессов или систем для достижения большего соответствия предъявленным требованиям.
Суждение, экспертная оценка, оценивание (Assessment) - оценка или определение значимости, важности, ценности чего-либо.
Технические условия (Specification) - документ, регламентирующий требования, которым должны удовлетворять продукция или услуга.
Управление качеством (Quality Control) - оперативные методы и действия, направленные на обеспечение требований к качеству.