Хотя вопросы опросника служат руководством для аудитора, это вовсе не значит, что надо всегда их строго придерживаться. Их надо записывать, чтобы обеспечить гибкий опрос. Важен и способ их формулировки (табл. 4.1). Большинство вопросов должны допускать дискуссию, что позволяет проверяемому привлечь подтверждающие документы или данные о строгом соблюдении правил. Этого нельзя добиться вопросами, предполагающими закрытый ответ "да" или "нет".Кроме того, "открытые вопросы" позволяют задавать дополнительные наводящие вопросы, которых нет в опроснике, например:• Какая именно техническая помощь имеется в виду?• Кто конкретно ее оказывает?• Какого рода анализ проводится?• Имеется стандартная программа или она зависит от характера задачи?• Как быстро поступает ответ?Таблица 4.1
Плохо |
Вопрос с закрытым ответом | "Удобно ли пользоваться услугами отдела "Исследований и разработок" R&D? |
Простой ответ | "Нет" |
Хорошо |
Вопрос с открытым ответом | "Есть ли прок для вашего предприятия от отдела "Исследований и разработок" R&D? |
Ответ | "Да, у нас есть крупный центр "Исследований и разработок", расположенный в штаб-квартире нашей организации в Нью-Йорке. Мы получаем от них не только разработки новейшей продукции, но также техническую помощь и анализ" |
Подтверждающие документы, предоставляемые проверяемым, должны отмечаться под соответствующим пунктом опросника. Аудитор может просмотреть их сразу же при предоставлении или, если они большого объема, попросить копию для дальнейшей работы (в гостинице или на встрече аудиторов).Лучше всего все эти документы получить заранее и проанализировать еще на этапе планирования аудита. Предварительное знакомство с документами экономит время и предохраняет от неразберихи. Любую неверную интерпретацию или путаницу можно рассмотреть и прояснить в ходе аудита. Тогда останется больше времени на проверку реальной практики.Аудиторы всегда заполняют свои собственные опросники. Они используются не только для записи ответов и ссылок на документы, но могут также содержать записи об областях, которые предстоит изучить, имена людей, с которыми надо провести интервью, детали, приоткрывающие существование несоответствия.Начав заполнять опросник, аудитор не должен расставаться с ним. Теперь он постоянно остается в центре внимания, сопровождает аудитора не только на рабочем месте, но и в комнате отдыха (для гарантии сохранности результатов аудита). У проверяемого может возникнуть соблазн заглянуть в заполненный опросник во время короткого отсутствия аудитора.Чтобы устранить сомнения проверяемого насчет того, что записывается, аудитор должен зачитать вслух все, что он записывает после получения ответа на каждый вопрос. В таком подходе много преимуществ для аудитора. Это:• контролирует ваше понимание того, что именно установлено или предъявлено;• помогает остаться честным при написании отчета об аудите;• держит проверяемого в курсе дела (чтобы не было "сюрпризов" после написания аудиторского отчета).