Основы обеспечения качества
Разработка политики в области качества
Введение Высшее руководство (см.п.5.3 стандарта ISO 9001:2000) на основе определенной миссии (mission) и видения будущего (vision) организации должно сформулировать политику в области качества, которая должна:· соответствовать назначению и миссии организации;· включать демонстрацию приверженности организации идеям качества, обязательства выполнять требования стандартов по менеджменту качества и осуществлять постоянное улучшение системы менеджмента качества;· создавать основу и рамки для постановки конкретных целей в области качества производственной деятельности;· демонстрировать соответствие поставленных целей в области качества ожиданиям потребителей;· быть доведенной до сведения всех сотрудников организации и быть понятной им;· регулярно подвергаться анализу и пересмотру в случае необходимости.В соответствии с пунктом 3.2.4 стандарта ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) принципы менеджмента качества могут служить основой для разработки политики в области качества.Политика в области качества относится к числу контролируемых документов, и на нее должна распространяться действующая в организации система управления документацией. Пункт 4.2.1.стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) требует, чтобы политика в области качества была документально оформлена. Она может быть либо независимым документом, либо быть включена в качестве одного из подразделов Руководства по качеству. В соответствии с пунктом 3.2.5 стандарта ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) цели в области качества обычно базируются на политике организации в области качества.Примеры политики в области качества организаций (вузов) представлены на следующих сайтах (www.tpu.ru; www.stankin.ru; www.istu.ru; и т.д.).
Приложение
Сценарий проведения тренинга обучаемых
1.Командная работа. Группа студентов разбивается на 4 подгруппы по 4-5 человек в каждой, при этом выбирается модератор, осуществляющий руководство работой группы и ответственный за презентацию результатов. 2.Описание ситуации. Высшее руководство вуза (Северный филиал РГУИТП) учитывая:· планомерную деятельность Министерства образования и науки РФ, направленную на повышение качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях (издан приказ «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях»);
· усиление конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг и рынке труда, что приводит к необходимости все большей ориентации на потребителя и повышения качества предоставляемых образовательных услуг;· интернационализацию образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе и по критериям качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью создания единого европейского образовательного пространства, привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг; приняло решение о создании системы менеджмента качества в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). В соответствии с приказом директора СФ РГУИТП создана рабочая группа для разработки Политики, целей и задач вуза в области качества. 3.Общее задание для всех групп:· проанализируйте один из 4-х вариантов (выдает руководитель занятий) политики в области качества вуза России с точки зрения требований, приведенных во введении, особо выделив реализацию принципов менеджмента качества и подготовьте краткое сообщение по этой теме;· определите общую модельную характеристику вашего вуза: место расположения, основная направленность образовательных программ, успешность взаимодействия с заинтересованными сторонами: обучаемые, родители, работодатели, власть, потребители культурных ценностей, заказчики НИР, гражданское общество, профессиональное сообщество, основные ценности и т.д.;· разработайте вариант Политики в области качества вуза, используя пример структуры этого документа, приведенный в приложении;· каждой группе подготовить презентацию на 5 минут с изложением подготовленных материалов; · провести презентацию (в процессе обсуждения презентаций участники других групп выступают в качестве оппонентов).4.Время выполнения групповой работы и подготовки презентации – 45 мин., время одной презентации с учетом обсуждения – 10 минут.
Приложение
Политика вуза в области качества
Руководство вуза заявляет о своей полной приверженности идее качества в образовании и стремится к поддержанию имиджа вуза как ведущего образовательного учреждения России в области …, готовящего специалистов мирового уровня….Главная цель вуза в области качества – обеспечение высокого качества результатов деятельности – знаний, умений и навыков выпускников за счет качества образовательного процесса и качества системы управления вузом, а также наиболее полное удовлетворение запросов и потребностей всех заинтересованных сторон:· личности (студентов, аспирантов) в их интеллектуальном развитии, в подготовке к вступлению в самостоятельную трудовую и общественную жизнь, в получении востребованной профессии;· предприятий-работодателей в выпускниках вуза, способных включиться в рабочие процессы и обеспечить в перспективе научно-техническое и экономическое развитие и успех предприятия;· общества в нравственно и духовно стойких, образованных и культурных высокопрофессиональных специалистах, необходимых для страны;· ……Достижение главной цели будет обеспечиваться решением следующих задач:· разработка, внедрение и постоянное повышение результативности и эффективности системы менеджмента качества на базе требований и рекомендаций стандартов ISO 9000:2001 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), ISO 9004:2000 (ГОСТ Р ИСО 9004-2001) и принципов TQM;· постоянное улучшение всех рабочих процессов, включая ключевые и вспомогательные процессы;· проведение маркетинговых исследований на рынке труда и гибкое совершенствование предлагаемых образовательных программ;· создание комфортных условий и образовательной среды для обучающихся (студентов) и персонала вуза;· полное ресурсное обеспечение всех рабочих процессов за счет изыскания источников дополнительного финансирования;· установление тесных взаимосвязей со всеми партнерами, в первую очередь с организациями (предприятиями, фирмами …), принимающими на работу выпускников вуза;· ……Важнейшие направления деятельности вуза для решения поставленных задач в области качества:· ……- Войдите на сайт для отправки комментариев