Основы обеспечения качества

Разработка шкалы оценки уровня совершенства деятельности

Введение Ежегодно Минобразования России проводит конкурс «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Задача конкурса – стимулировать вузы к проведению самооценки своей деятельности по критериям, отражающим современные подходы к управлению вузами на основе качества и совершенствованию работы вузов. Самооценка деятельности вуза является способом сопоставить свою деятельность по обеспечению качества подготовки специалистов с идеальной моделью работы вуза.Модель премии конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» включает две группы критериев: первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества подготовки специалистов, что делается для этого ("возможности"); вторая группа критериев характеризует, что достигнуто ("результаты").Модель премии приведена на рис.1. Цифры у каждого критерия показывают максимальное число баллов, которое может получить организация по этому критерию, и какой процент это составляет от общей суммы баллов.

Лидирующаяроль руководства в организации работ по обеспечения качества подготовки специалистов 100 баллов (10%)
Использование потенциала преподавателей,сотрудников, обучаемых120 баллов(12%)
Политика и стратегия в области качества подготовки специалистов100 баллов (10%)
Управление ресурами и отношериями с партнерами100 баллов (10%)
Управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов130 баллов(13%)
Удовлетворенность преподавателей сотрудникови обучаемых 90 баллов (9%)
Удовлетворенность потребителей качеством подготовки специалистов вуза 120 баллов (12%)
Влияние вуза на общество120 баллов (12%)
Результаты работы вуза 120 баллов (12%)
ВОЗМОЖНОСТИ550 БАЛЛОВ (55%)
РЕЗУЛЬТАТЫ450 БАЛЛОВ (45%)

Рис.1. Модель и критерии премии конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»


Первая группа включает критерии:· лидирующая роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов;· политика и стратегия в области качества подготовки специалистов;· использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов;· рациональное использование ресурсов;· управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов.Вторая группа включает критерии:· удовлетворенность потребителей (трудовых ресурсов) качеством подготовки специалистов вуза;· удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе;· влияние вуза на общество;· результаты работы вуза. Смысл и содержание пяти (из девяти) критериев премии конкурса приводятся в приложении А (в версии 2004 года). В основу модели Конкурса 2004 года положена модель Премии Правительства РФ в области качества (см. www.vniis.ru). При разработке комплекса критериев этой модели была взята модель делового совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM - European Foundation for Quality Management).

Сценарий проведения тренинга администраторов высших учебных заведений

1.Командная работа. Группа слушателей разбивается на 4 подгруппы по 4-5 человек в каждой, при этом выбирается модератор, осуществляющий руководство работой группы и ответственный за презентацию результатов.

2.Описание ситуации. Высшее руководство вуза приняло решение участвовать в отраслевом конкурсе «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». В Технический секретариат конкурса (на базе МИСиС) была направлена заявка на участие и получено Руководство для участников конкурса.

Рабочая группа, созданная по приказу ректора вуза, приступила к созданию отчета по самооценке в соответствии с требованиями Руководства. С целью оценки возможного успеха (или неуспеха) при участии в конкурсе руководство вуза решило провести предварительную самооценку вуза по критериям модели премии ««Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».

Для подготовки к самооценке рабочей группе необходимо разработать квалиметрические шкалы, описывающие (вербально) упорядоченные «уровни совершенства» или стадии развития для каждого подкритерия модели.

В соответствии с рекомендациями стандарта ISO 9004:2000 (ГОСТ Р 9004-2001) было решено использовать 5 уровней совершенства деятельности, приведенные в таблице А.1 указанного стандарта:

Таблица А.1. Уровни совершенства деятельности

Оценка уровня совершенстваХарактеристика уровня совершенстваРуководство по оценке уровня совершенства
1Не сформулировано отношение к проблемеНет методик, отсутствие результатов, плохие или непредсказуемые результаты
2Проблемы решаются в случае их возникновенияОриентация на решение или предупреждение проблем, мало информации о результатах
3Системный подход к решению проблемОриентация на управление процессами, система раннего упреждения проблем, имеется информация о соответствии требованиям и о трендах улучшений
4Реализация принципа постоянных улучшенийРеализован процесс улучшений, хорошие результаты, устойчивый тренд улучшений
5Высший уровень совершенстваХорошо организованный процесс улучшений. Результаты соответствуют высшему мировому уровню
Это позволяет перейти от качественной оценки соответствующих подкритериев (видов деятельности, работ) к их количественной оценке, соответствующей номеру выбранного «уровня совершенства» от 1 до 5, а затем, в зависимости от полноты выполнения требований выбранного уровня, к оценке данного подкритерия в баллах.Известно, что распределение баллов каждого критерия (см. рис.1) по подкритериям производится равномерно. Оценка подкритерия определенным «уровнем совершенства» возможна, если выполнены все требования всех предшествующих уровней (стадий развития).В основу оценки уровня совершенства различных подкритериев (видов деятельности, работ) предлагается положить шесть «измерений», соответствующих базовым принципам TQM:· степень ориентированности на потребителей и другие заинтересованные стороны (от минимального удовлетворения нормативных требований и до полного учета интересов всех заинтересованных сторон);· степень системности применяемого подхода (от краткосрочных эпизодических мер к планированию долговременной политики и стратегии вуза);· степень распространенности в вузе применяемого подхода по уровням управления, различным подразделениям и процессам;· степень вовлеченности персонала вуза в соответствующие процессы;· степень документированности процедур процессов (от неформального исполнения к полностью документированным процессам);· степень ориентированности на предотвращение несоответствий и постоянное улучшение, а не на исправление возникающих проблем. В приложении Б приведен пример шкалы оценки «уровней совершенства» для подкритерия 1а. 3.Общее задание для всех групп:

· разработать квалиметрические шкалы, описывающие (вербально) упорядоченные «уровни совершенства» для подкритериев модели премии конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», приведенных в приложении А

Группа №1Для подкритерия (по выбору) критерия 2
Группа №2Для подкритерия (по выбору) критерия 3
Группа №3Для подкритерия (по выбору) критерия 4
Группа №4Для подкритерия (по выбору) критерия 5
· каждой группе подготовить презентацию на 10 минут с изложением подготовленных материалов; · провести презентацию (в процессе обсуждения презентаций участники других групп выступают в качестве оппонентов);· оцените реальный уровень совершенства Вашего вуза в баллах по первым пяти критериям модели премии конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» с учетом разработанных всеми группами шкал совершенства, весовых коэффициентов критериев (см. рис.1) и полноты выполнения требований, соответствующих выбранному «уровню совершенства».

4.Время выполнения групповой работы и подготовки презентации – 45 мин., время одной презентации с учетом обсуждения – 10 минут.


Приложение А Критерий 1. ЛИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВСодержание критерияКак руководители вуза определяют его предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они поддерживают и развивают ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы управления вузом. Составляющие критерия1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества.1б. Вовлечение руководителей в деятельность, обеспечивающую разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента вуза1в. Вовлечение руководителей в работу с заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами и другими организациями)1г. Содействие руководства процессам улучшения качества подготовки специалистов, обеспечение персоналу помощи, оценка, поддержка, поощрение достижений отдельных преподавателей, сотрудников, студентов, а также групп (ВТК, проектных команд и прочее) Критерий 2. ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ вуза В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВСодержание критерияКак вуз реализует свое предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов. Составляющие критерия2а. Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии2б. Использование информации для разработки политики и стратегии2в. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии для обеспечения качества подготовки специалистов2г. Доведение целей и планов вуза до подразделений, персонала и обучаемых Критерий 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, СОТРУДНИКОВ, ОБУЧАЕМЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВСодержание критерияКак вуз управляет персоналом и обучаемыми, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; как он планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь своей политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.Составляющие критерия3а. Планирование, управление и совершенствование работы с персоналом и обучаемыми3б. Развитие способностей и повышение квалификации (компетентности) преподавателей и сотрудников3в. Поощрение и признание инициативы и участия персонала и обучаемых в деятельности по обеспечению качества подготовки специалистов3г. Организация общения между преподавателями, сотрудниками, руководителями и обучаемыми3д. Обеспечение в вузе социальной защиты персонала и обучаемых Критерий 4. УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С ПАРТНЕРАМИСодержание критерияКак вуз планирует и управляет внутренними ресурсами и своими взаимоотношениями с внешними партнерами в целях претворения в жизнь своей политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов. По всем пяти составляющим необходимо приводить факты, примеры и указывать измеряемые показатели, доказывающие эффективное управление различными ресурсами для обеспечения качества подготовки специалистов. Составляющие критерия4а. Управление финансовыми ресурсами4б. Управление информационными ресурсами4в. Взаимодействие с партнерами и заинтересованными сторонами4г. Управление материальными ресурсами4д. Управление технологиями обучения и интеллектуальной собственностью Критерий 5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВСодержание критерияКак вуз проектирует процессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь своей политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих потребителей и других заинтересованных сторон. В данном критерии должны быть представлены доказательства эффективного управления в вузе процессами, обеспечивающими выполнение требований заинтересованных сторон по уровню подготовки специалистов. Составляющие критерия5а. Определение процессов, наиболее важных для результатов работы вуза, оценка влияния этих процессов на качество подготовки специалистов5б. Организация систематического проектирования и менеджмент процессов5в. Определение целей по совершенствованию процессов5г. Совершенствование процессов на основе нововведений и использования творческой активности сотрудников и обучаемых5д. Внесение изменений в процессы и оценка их эффективности
Приложение Б
Критерий 1. Роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов
Подкритерий 1а. Каким образом руководство демонстрирует свою приверженность культуре всеобщего управления качеством
Уровни совершенстваОценка в баллахВербальная оценка уровня совершенства
1 1 - 5 Руководство имеет собственное видение на качество содержания и организацию образовательного процесса и принимает соответствующие решения. Это видение охватывает лишь некоторые аспекты качества образовательного процесса и широко с персоналом вуза не обсуждается. Миссия, видение, основные ценности и политика в области качества четко не сформулированы и не документированы.
2 6 - 10 Руководство распространяет свое видение качества и рассматривает другие мнения. Вопросы миссии, видения, основных ценностей, политики, целей и задач в области качества обсуждаются с персоналом вуза на разных уровнях, разрабатываются проекты соответствующих документов. Уделяется внимание различным аспектам качества, и уточняются связи с конкретными видами деятельности вуза.
3 11 - 15 Руководство вуза инициировало формулировку и широкое обсуждение с персоналом миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества, которые касаются всех аспектов и процессов образовательной деятельности и других услуг вуза. Миссия, видение, основные ценности, политика и стратегия утверждены в качестве внутренних документов вуза. Систематически собирается информация, используемая для корректировки (модернизации) политики и стратегии.
4 16 - 20 Программные документы вуза в области качества нашли отражение в стратегическом плане развития и формируют основу для внешней и внутренней деятельности. По инициативе руководства аауза для развития и обновления стратегии и политики в области качества привлекаются все заинтересованные стороны (студенты, персонал, предприятия-работодатели, школы и т.д.). Руководство вуза постоянно анализирует и совершенствует стратегию и политику вуза в области качества и сравнивает ее с политикой и стратегией конкурирующих вузов.
5 21 - 25 Миссия, видение, политика и стратегия вуза в области качества основываются на анализе общих тенденций развития общества. Видение содержит четкий сценарий на будущее, оценку места и влияния вуза в обществе и показывающий, что вуз предвидит изменения в обществе. Руководство вуза постоянно анализирует, совершенствует и сравнивает миссию, видение, политику и стратегию вуза с ведущими вузами в стране и за рубежом. Руководство вуза признано лидером в вопросах качества на региональном или национальном уровне.