Устойчивое развитие и менеджмент качества

Устойчивое развитие и менеджмент качестваВалерий ШвецУже более 30 лет, начиная со знаменитого доклада Римского клуба «Пределы роста» (1972 г.)(1972 г.), ученые и общественные деятели из разных стран мира призывают осознать глобальную опасность для человечества ничем не ограниченного роста производства и потребления. Во многом под влиянием этих прогнозов было создано несколько неправительственных международных организаций и общественных движений (например, «Гринпис»), которые стали пропагандировать идеи охраны окружающей среды и устойчивого развития (sustainable development) корпораций. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла весьма представительная всемирная конференция по управлению окружающей средой и развитию, по результатам которой была принята декларация, содержащая 27 принципов. Первым принципом был следующий: «Человек является центральным звеном при рассмотрении вопросов устойчивого развития (выделено мною — В.Ш.), которое ориентировано на охрану здоровья и обеспечение полноценной жизни человека в гармонии с природой». С этого момента концепция устойчивого развития становится некоторой доминантой менеджмента компаний мирового уровня. Устойчивое развитие — это новая философия развития общества, основанная на интеграции социальных, экологических и экономических аспектов при принятии решений и в практической деятельности, направленных на обеспечение жизнедеятельности будущих поколений людей. Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию прошел в Иоганнесбурге в августе 2002 г. Дальнейшее развитие идей устойчивого развития привело в конце 90-х годов к идее создания в отдельных компаниях и бизнес-сообществах необходимых условий для совместной деятельности по охране природы и труда людей. В 1997 г. Дж. Элкингтон (John Elkington)2 сформулировал тройную цель устойчивого развития для бизнеса: Люди, Планета, Прибыль (People, Planet, Profit — три Р), причем именно в такой последовательности приоритетов. В 1999 г. на всемирном экономическом форуме в Давосе генеральный секретарь ООН Коффи Анан обратился к лидерам бизнеса с посланием, которое было названо Глобальным соглашением (Global Compact) и содержало десять универсальных принципов взаимоотношений человека, общества, природы и бизнеса. В настоящее время большинство международных компаний, оперирующих в мировом масштабе, объявили о своей приверженности Глобальному соглашению. Таким образом, целевой блок современной компании, построенный на основе концепции устойчивого развития, призван обеспечить соблюдение баланса интересов бизнеса, людей, общества и, самое главное, будущих поколений. По существу, будущие поколения становятся важнейшей заинтересованной стороной компании наряду с потребителями, персоналом, партнерами и т.д. Естественно, необходимы соответствующие средства для решения этих задач на основе совершенствования внутрифирменных систем менеджмента. Можно утверждать, что именно философия устойчивого развития была положена в основу методологии известной сегодня в мире модели TQM — модели Европейской премии в области качества, или модели делового совершенства EFQM. Довольно долго последняя воспринималась как наиболее развитая структура TQM, по сравнению, например, с моделью стандартов ИСО серии 9000. Однако это соотношение не очень устраивало специалистов мирового сообщества, работавших в области стандартизации систем менеджмента качества (CМК), особенно в ИСО/ТК 176, в рамках которого разрабатывались эти стандарты. Мир был готов к выработке новых рекомендаций по менеджменту качества на базе концепции устойчивого развития и международной стандартизации. На этот раз все началось в Японии. В 2000 г. после утверждения новой версии стандартов ИСО серии 9000 в Киото (Япония) Японский институт стандартов (JSA) провел большое исследование востребованности стандартов в области менеджмента качества и целесообразности дальнейшего их улучшения и развития [1]. Результаты исследования, продемонстрировав положительную реакцию успешных компаний Японии, США и Европы, подтолкнули JSA к подготовке и изданию проектов двух новых стандартов по СМК: TR Q 0005 «Система менеджмента качества. Рекомендации по устойчивому росту» (Quality management system — Guidelines for sustainable growth) и TRQ 0006 «Система менеджмента качества. Рекомендации по самооценке» (Quality management system — Guidelines for self-assessment). Эти документы разрабатывались под научным руководством известного японского специалиста в области TQM профессора Токийского университета д-ра Йосинори Изука (Yoshinori Iizuka) — президента Японского общества по управлению качеством (JSQC), лидера национального комитета Японии (разработавшего в 1997 г. Манифест TQM), а также руководителя рабочей группы в ИСО/ТК 176, которая готовит концепцию новой версии стандарта ИСО 9004. Разработчики обосновали жизненную необходимость документов реальному бизнесу следующим: бизнес-сообщества в Японии, США и Европе относились скептически к стандарту ИСО 9004:2000 как к практическому инструменту cовершенствования СМК компании, способного оказывать реальную помощь бизнесу в достижении устойчивого развития;
бизнес нуждался в концепции, повышающей уровень его конкурентоспособности и утверждающей инновации как необходимое условие совершенствования СМК;
нужно было дать методическую и технологическую основу устойчивого развития компаний через обучение и инновации. Японские документы по менеджменту качества в начале 2005 г. были утверждены и введены в действие как официальные национальные стандарты Японии (JIS). В 2002 г. они были рассмотрены и одобрены на специальном семинаре ИСО/ТК 176 в Акапулько. В 2005 г. ИСО/ТК 176, объединив их в один документ, выпустил для широкого обсуждения всех заинтересованных членов ТК в качестве возможной основы для стандарта ИСО 9004 версии 2008 г. в виде документа TC 176/SC2 № 690 JIS/TR Q0005:2005. Это еще одно свидетельство высокой международной оценки инициативы японских специалистов и государственных регламентирующих организаций Страны восходящего солнца. Активный цикл инноваций в области менеджмента качества на основе концепции устойчивого развития начала Франция. В июне 2003 г. правительство Франции одобрило Национальную стратегию устойчивого развития и на ее основе французская организация по стандартизации (AFNOR) опубликовала Руководство SD 21000 «Устойчивое развитие. Социальная ответственность корпораций. Руководство по учету вклада «устойчивого развития» (Sustainable development — Corporate Social Responsibility — Guide for the taking into account of the stakes of «sustainable development») [2]. Несколько нормативных разработок по вопросам устойчивого развития появилось за последние годы в других странах: например, в Великобритании — рекомендации SIGMA (Guideline. Putting Sustainable Development into practice — a guide for Organization), в Италии — Q-RES, в Германии — VMS. В адрес ИСО/ТК 176 некоторые национальные члены комитета направили свои предложения по совершенствованию стандартов ИСО серии 9000 версии 2008 г. Помимо указанных японских стандартов большой интерес у членов комитета вызывает предложение французской делегации от AFNOR (документ № 689R «Система менеджмента. Рекомендации по организационному менеджменту») и др. В настоящее время на повестке дня стоит вопрос о разработке в рамках ИСО/ТК 176 стандарта ИСО 9004 версии 2008 г., который объединил бы перечисленные выше национальные стандарты и рекомендации в единый международный стандарт внутрифирменного менеджмента качества. На основе анализа всех нормативно-методических документов можно выделить основные компоненты, составляющие предмет новизны: определение и операциональное применение во внутрифирменном менеджменте корпоративной политики и стратегии с учетом концепции устойчивого развития;
при формировании стратегии и стратегических целей необходимо понимание и идентификация потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон (например, не только нынешних собственников компании, но и будущих поколений людей);
самообучение и инновации как главные технологические инструменты стратегического развития;
первенство корпоративной стратегии над процессным подходом на уровне производственной структуры. Еще раз подчеркнем связь этих компонентов с концепцией устойчивого развития (или роста, или успеха, или конкурентоспособности) компаний, несмотря на кажущееся текстуальное различие всех этих документов. Другой заметной их особенностью является, на наш взгляд, возрастание роли стратегического менеджмента в сравнении с текущей деятельностью на основе процессного подхода. В рассматриваемых документах процессный подход реализуется в основном на самом нижнем уровне СМК, т.е. на уровне производственных и технологических процессов создания, изготовления и поставки продукции.