Аудит качества
Подготовка аудита
Подготовка аудита Выбор команды в организации
Численность и квалификация аудиторов зависят от сложности и масштаба аудита. Здесь реализуется базовая информация, полученная при его планировании. Ведущему аудитору следует получить ответы на указанные ниже вопросы до того, как он уведомит аудиторов об их включении в команду:
• какова цель аудита?
• кто уполномочен проводить этот аудит?
• каковы масштабы аудита?
• какой тип аудита осуществляется?
• какова продолжительность аудита?
• какие виды экспертизы или технической поддержки будут полезны для данного аудита?
• какова готовность членов команды?
• какова глубина исследований?
• где проводится аудит (непосредственно на фирме или у поставщика)?
• какова стоимость аудита?
Для любого предполагаемого аудита нужен большой объем планирования.
Выбор команды для проведения аудита в функциональном подразделении
Аудиторы должны быть независимы от того рода деятельности, которую проверяют. Например, не рекомендуется выбирать аудитора из отдела, запланированного для внутреннего аудита. Не имеет значения, насколько он честен. Личные симпатии или предубежденность — свойства человеческой натуры. Удержаться от протекционизма в такой ситуации будет трудно.Аудит же, проводимый независимым в этом отношении аудитором, проходит объективно, а отчет о нем содержит достоверные факты.Гибкая во времени программа работ или повестка дня должна разрабатываться для каждого предстоящего аудита, обозначенного в годовом графике. Если масштаб аудита значителен, возможно распределение конкретных областей исследования между членами аудиторской команды.
Подготовительная деятельность команды аудиторов
Лидер команды аудиторов может потребовать от проверяемых любые документы по качеству (стандарты, методики и т.д.), имеющие отношение к аудиту данного масштаба. Это требование выдвигается либо при окончательном согласовании конкретной даты аудита, либо в предшествующее аудиту время.Команда аудиторов должна начать подготовку с оценки ответов опросника и руководств, а также всех относящихся к делу документов, которые могут быть полезны для анализа системы качества поставщика:
• руководство по качеству;
• методы испытаний;
• применяемые стандарты;
• процедуры и инструкции;
• технические требования поставщика, торговые соглашения
и контракты.Ведущий аудитор должен делегировать кого-то персонально или выделить как род деятельности команды исследование и подготовку, чтобы убедиться в полноте охвата предстоящего аудита.
Деятельность аудитора по исследованию и подготовке может включать:
• анализ воспроизводимости получаемой продукции;
• анализ стоимости бракуемой продукции;
• трудности, связанные с управлением запасами — "точно вовремя" (JIT);
• трудности, связанные с управлением отгрузкой и транспортировкой;
• обзор предшествующих проверок с точки зрения полноты охвата
неблагополучных областей и приемлемости любых результативных
корректирующих воздействий;
• подготовку необходимых выборочных планов.
Организационная структура проверяемой компании
Обычно она приводится в руководстве по качеству. Если структура не известна или изменилась со времени проведения последнего аудита, ее надо затребовать для ознакомления, чтобы быть уверенным, что ход аудита и отчет о нем будут внимательно рассмотрены ответственными сотрудниками проверяемой организации, а также теми, для кого это предназначено (высшее руководство).Знание структуры проверяемой организации может быть полезным и на подготовительном этапе аудита, так как аудиторы получают предварительное представление о людях (имена и/или должности), которые могут оказать содействие или потребоваться в ходе проведения аудита.Организационная схема также дает представление о том, независима ли деятельность в области качества в проверяемой компании (или у проверяемого поставщика) от руководства производством.
Проверочные листки (опросники) для аудита организации
Организация, проводящая аудит, должна разработать программу, позволяющую выполнив его полностью, эффективно и единообразно. Проверочные листки — инструментарий, который помогает достичь этих целей.Проверочные вопросы разрабатываются с учетом масштаба аудита и ориентируются более всего на самые важные области деятельности, составляющие предмет заботы ответственных лиц, санкционировавших аудит. Они сводятся в "Проверочные листки", допускают открытые ответы и лишь изредка — закрытые типа "да" или "нет". Содержание проверочного листка помогает удостовериться, что нужные вопросы заданы, а свидетельства, где надо, изучены.Проверочные листки следует построить так, чтобы обеспечить аудитору место для следующих записей:
• полученный ответ;
• комментарии и примечания;
• ссылки на существенные доказательства (стандарт, политика, процедура или интервьюируемое лицо);
• результаты практической работы или иные проверки;
• другая информация (наблюдения аудитора).
Методика оценки результатов опроса должна предусматривать возможность сравнения различных поставщиков одного и того же продукта, а при сравнении множества поставщиков различных продуктов — возможность горизонтальных сопоставлений.Опросник и формальное уведомление об аудите посылаются проверяемому.
Проверочные листки с оценками
Принципы проведения аудита качества не поощряют использования проверочных листков с оценками главным образом потому, что цифры зачастую превращаются в самоцель. Это не согласуется с подходом непрерывного улучшения качества. Как только приемлемая цифровая оценка для какого-то конкретного показателя достигнута, проверяемый тут же забывает о нем. Это невыгодно и для самого аудита, так как такая оценка может стать флагом, которым частенько размахивают перед носом того, кто в будущем потребует улучшений.Присуждение награды за высокие достижения в области качества — премии Малкольма Болдриджа — основано на результатах проверочных листков с оценками. При сертификации же на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000, проводимой квалифицированными аудиторами, насколько известно автору, такие листки не применяются.Возможно устоявшаяся традиция использования листков с оценками мешает многим фирмам адаптироваться к безоценочным проверочным листкам, и они до сих пор полагают, что руководство принимает решения на основе информации о "конечном балле". Поэтому проверочные листки с оценками скорее правило, чем исключение. Сам процесс такого оценивания вносит присущую ему предвзятость, что требует от аудитора дополнительного внимания. Один аудитор может дать высшие оценки по многим позициям, что вызовет обвинения в снисходительности. Другой — оценить те же самые позиции крайне сдержанно, предоставляя большие возможности для поведения типа: "Делай, как я". Если проверочные листки с оценками все же используются, это надо делать с осторожностью, и инструкция по выставлению оценок должна разъясняться в процессе обучения аудиторов. Применение таких оценочных листков в общем более уместно в аудите, проводимом с целью установления соответствия требованиям, а не в обследовании системы.
Проверочные листки без оценок
Основное достоинство таких листков — нацеленность на выявление глубинных причин недостатков системы, а не их симптомов.Собственно это и есть наша цель. Когда усилия направлены только на выявление симптомов, они могут исчезнуть на время, но "всплыть" позднее. Функционально безоценочные листки более широко применимы, чем оценочные и наиболее предпочтительны при проведении аудитов на соответствие стандартам ИСО.
Записи в проверочных листках
Записи в бланках проверочных листков стоит сохранять в качестве образцов для подготовки новых листков для будущих аудитов.После завершения аудита заполненные листки сохраняются как часть официальной документации и могут использоваться для:
• справок об ответах и документации, представленных проверяемым;
• справок о вопросах, уже разрешенных в предыдущих аудитах;
• справок об обнаруженных и отмеченных в предшествующем аудите проблемах, выходящих за его рамки и представляющих интерес для следующего аудита;
• целей, связанных с судебными исками.
Заполненный листок должен сохраняться вместе с отчетом об аудите и другими его рабочими документами, как минимум, пять лет.
Назначение проверочных листков
Листки разрабатываются и систематически пересматриваются командой аудита. Они конструируются применительно к нуждам каждого конкретного аудита, но особенно нужны при нестандартных проверках.Многие компании разрабатывают стандартные опросники для использования в обычном (текущем) аудите для:
• проведения аудита в соответствии с программой;
• экономного использования рабочего времени;
• помощи в объективном проведении аудита;
• всестороннего охвата масштаба аудита.
Разработка проверочных листков
Их разработка, пересмотр и одобрение — прямая обязанность ведущего аудитора. Очень желательно участие в этом процессе членов аудиторской команды и сотрудников организации (инженеров, специалистов по качеству, закупочных агентов, продавцов и т.д.). Установленный масштаб аудита задает определенные рамки, в которые должны попасть соответствующие вопросы. (Пример проверочного листка приведен в конце этого раздела). Для углубленного аудита системы опросник полезно разбить на категории в соответствии с областями управления качеством (табл. 3.1).Можно привести следующие примеры анализа и вопросов, которые помогают при разработке опросников:
• проявляются ли при подтверждении качества продукции или услуг какие-либо недостатки (хроническое несоответствие продукции или услуг)?
• существуют ли проблемы при конструировании (многочисленные переделки проекта, плохо организованная передача информации и т.д.)?
• есть ли трудности в системе управления (к примеру, волокита при ответе потребителю)?
Используемые документы
Просмотрите историю качества, а также последние данные об уровне качества продукции. Это позволяет проанализировать тенденции изменения текущего уровня качества (снижение, повышение или стабильность). Здесь могут пригодиться отчеты по входному контролю материалов.Таблица 3.1
Категория | Вопросы, которые можно поставить |
Управление | Философия управления, организационные структуры, ответственность за качество, руководство отделом качества, приверженность управляющих проблеме качества |
Управление ресурсами | Использование и планирование времени, рабочая сила, обучение, управление материалами и т.д. |
Обмен информацией | Хорошо определенные системы управления, системы с замкнутой обратной связью, конструктивное взаимодействие и поддержка руководства |
Производство | Физические возможности оборудования, воспроизводимость процессов и оборудования, компоновка оборудования, вспомогательные работы (в том числе программы обеспечения оснасткой и проведения планово-предупредительных ремонтов, идентификация партий прослеживаемость) |
Методы проверки | Проверка продукции, лабораторные испытания, возможности испытательного оборудования, контроль процессов измерения |
Контроль в процессе конструирования | Хранение чертежей, методы внесения изменений в чертежи, возможности конструкции, внимание к надежности |
Планы по качеству | Долговременные планы (цели) по улучшению качества в организации |
Закупки | Технические условия, отношения с продавцами, процедуры |
Управление качеством | Организационная структура, подготовленность инженеров по контролю и надежности, планирование качества (материалы, процессы, готовый товар, упаковка, хранение, отгрузка, обслуживание у потребителя) |
Координация в области качества | Организация координации, анализ заказов, контроль субподрядчиков, анализ затрат на качество, петля корректирующих воздействий, распоряжение продукцией несоответствующего качества |
Системы данных | Возможности, процедуры, эффективность использования отчетов |
Результаты, достигнутые в области качества | Достигнутый уровень, самосовершенствование, удовлетворенность потребителей, надежность субподрядчиков |
Результаты лабораторных испытаний материалов — другой полезный источник. Взаимные соглашения по конструкции, технические чертежи, предшествующие проверки, документы по поставкам, технические стандарты, методики испытаний и другие требования поставщика к качеству также могут оказаться полезными при разработке опросных листков. Любые другие документы общего характера, необходимые для аудита, можно затребовать у проверяемого (руководство по качеству, процедуры испытаний и т.д.).Когда поставщик впервые подвергается полному аудиту системы, руководство по качеству проверяемой организации обычно тщательно изучается с целью определения его пригодности для управления качеством и согласованности с требованиями поставки. Руководство по качеству проверяемой организации используется и при проведении любого аудита для определения соответствия процедур положениям политики качества и выполнения их в действительности.
Ссылки в проверочных листках
Если в опроснике используются технические стандарты, методики испытаний или процедуры, соответствующий вопрос должен содержать точную ссылку (название, раздел и номер страницы). В случае возникновения спора об обоснованности вопроса можно будет обратиться к источнику за подтверждением или опровержением. Быстрота нахождения ссылки не только сохранит драгоценное время аудитора, но и поможет устранить любое несогласие, непонимание или затруднение.При возникновении разногласий между аудитором и проверяемым в интерпретации какого-либо стандарта или процедуры быстро найденная ссылка поможет им прийти к согласию.Проверочный листок для аудита системы качества может рассматривать многие стороны деятельности проверяемой организации и включать в себя аудит процессов, следовательно, всегда нужно иметь много таких листков.Только для аудита процесса требуется гораздо меньшее число проверочных листков, так как в данном случае он проводится в существенно меньшем масштабе. При этом вопросы могут более детально относиться к конкретным стандартам по качеству, к требованиям, процедурам, контролю и методам испытаний. Технические стандарты для соответствующих установок, рабочие инструкции операторов и другие технические моменты могут включаться в вопросы. Значительная часть работы аудитора выполняется при этом на рабочем месте.
Примеры проверочных листков
Степень охвата вопросами листка и проверка их выполнения составляют львиную долю объема аудита. С разрешения Северо-Американской компании (North American Products Сотр.) приводим пример такого листка.Проверочные листки, используемые аудитором, можно в известной степени стандартизовать (на основе политики качества компании), но чаще они разрабатываются таким образом, чтобы соответствовать рассматриваемой продукции или услугам.В ы в о д: создавайте проверочный листок, соответствующий типу аудита, клиенту и проверяемой организации. Не стоит просто копировать листок, который вам доступен.
- Войдите на сайт для отправки комментариев