Аудит качества

Подготовка аудита

Подготовка аудита Выбор команды в организации

Численность и квалификация аудиторов зависят от сложности и масштаба аудита. Здесь реализуется базовая информация, получен­ная при его планировании. Ведущему аудитору следует получить ответы на указанные ниже вопросы до того, как он уведомит аудито­ров об их включении в команду:

•      какова цель аудита?
•      кто уполномочен проводить этот аудит?
•      каковы масштабы аудита?
•      какой тип аудита осуществляется?
•      какова продолжительность аудита?
•      какие виды экспертизы или технической поддержки будут по­лезны для данного аудита?
•      какова готовность членов команды?
•      какова глубина исследований?
•      где проводится аудит (непосредственно на фирме или у поставщика)?
•      какова стоимость аудита?

Для любого предполагаемого аудита нужен большой объем плани­рования. 

Выбор команды для проведения аудита в функциональном подразделении

Аудиторы должны быть независимы от того рода деятельности, которую проверяют. Например, не рекомендуется выбирать аудитора из отдела, запланированного для внутреннего аудита. Не имеет зна­чения, насколько он честен. Личные симпатии или предубежден­ность — свойства человеческой натуры. Удержаться от протекцио­низма в такой ситуации будет трудно.Аудит же, проводимый независимым в этом отношении аудито­ром, проходит объективно, а отчет о нем содержит достоверные факты.Гибкая во времени программа работ или повестка дня должна разрабатываться для каждого предстоящего аудита, обозначенного в годовом графике. Если масштаб аудита значителен, возможно рас­пределение конкретных областей исследования между членами ауди­торской команды. 

Подготовительная деятельность команды аудиторов

Лидер команды аудиторов может потребовать от проверяемых лю­бые документы по качеству (стандарты, методики и т.д.), имеющие отношение к аудиту данного масштаба. Это требование выдвигается либо при окончательном согласовании конкретной даты аудита, ли­бо в предшествующее аудиту время.Команда аудиторов должна начать подготовку с оценки ответов опросника и руководств, а также всех относящихся к делу докумен­тов, которые могут быть полезны для анализа системы качества по­ставщика:

•      руководство по качеству;
•      методы испытаний;
•      применяемые стандарты;
•      процедуры и инструкции;
•      технические  требования   поставщика,   торговые   соглашения
и контракты.Ведущий аудитор должен делегировать кого-то персонально или выделить как род деятельности команды исследование и подготовку, чтобы убедиться в полноте охвата предстоящего аудита.

Деятельность аудитора по исследованию и подготовке может включать:

•      анализ воспроизводимости получаемой продукции;
•      анализ стоимости бракуемой продукции;
•      трудности, связанные с управлением запасами — "точно вовремя" (JIT);
•      трудности, связанные с управлением отгрузкой и транспортировкой;
•      обзор предшествующих проверок с точки зрения полноты охвата
неблагополучных областей и приемлемости любых результативных
корректирующих воздействий;
•      подготовку необходимых выборочных планов. 

Организационная структура проверяемой компании

Обычно она приводится в руководстве по качеству. Если струк­тура не известна или изменилась со времени проведения последнего аудита, ее надо затребовать для ознакомления, чтобы быть уверен­ным, что ход аудита и отчет о нем будут внимательно рассмотрены ответственными сотрудниками проверяемой организации, а также теми, для кого это предназначено (высшее руководство).Знание структуры проверяемой организации может быть полез­ным и на подготовительном этапе аудита, так как аудиторы получа­ют предварительное представление о людях (имена и/или должно­сти), которые могут оказать содействие или потребоваться в ходе проведения аудита.Организационная схема также дает представление о том, независима ли деятельность в области качества в проверяемой компании (или у проверяемого поставщика) от руководства производством. 

Проверочные листки (опросники) для аудита организации

Организация, проводящая аудит, должна разработать программу, позволяющую выполнив его полностью, эффективно и единообраз­но. Проверочные листки — инструментарий, который помогает дос­тичь этих целей.Проверочные вопросы разрабатываются с учетом масштаба аудита и ориентируются более всего на самые важные области деятельно­сти, составляющие предмет заботы ответственных лиц, санкциони­ровавших аудит. Они сводятся в "Проверочные листки", допускают открытые ответы и лишь изредка — закрытые типа "да" или "нет". Содержание проверочного листка помогает удостовериться, что нуж­ные вопросы заданы, а свидетельства, где надо, изучены.Проверочные листки следует построить так, чтобы обеспечить аудитору место для следующих записей:

•      полученный ответ;
•      комментарии и примечания;
•      ссылки на существенные доказательства (стандарт, политика, процедура или интервьюируемое лицо);
•      результаты практической работы или иные проверки;
•      другая информация (наблюдения аудитора).

Методика оценки результатов опроса должна предусматривать возможность сравнения различных поставщиков одного и того же продукта, а при сравнении множества поставщиков различных про­дуктов — возможность горизонтальных сопоставлений.Опросник и формальное уведомление об аудите посылаются про­веряемому. 

Проверочные листки с оценками

Принципы проведения аудита качества не поощряют использова­ния проверочных листков с оценками главным образом потому, что цифры зачастую превращаются в самоцель. Это не согласуется с подходом непрерывного улучшения качества. Как только приемле­мая цифровая оценка для какого-то конкретного показателя достиг­нута, проверяемый тут же забывает о нем. Это невыгодно и для самого аудита, так как такая оценка может стать флагом, которым частенько размахивают перед носом того, кто в будущем потребует улучшений.Присуждение награды за высокие достижения в области качества — премии Малкольма Болдриджа — основано на результатах проверочных листков с оценками. При сертификации же на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000, проводимой квалифици­рованными аудиторами, насколько известно автору, такие листки не применяются.Возможно устоявшаяся традиция использования листков с оцен­ками мешает многим фирмам адаптироваться к безоценочным про­верочным листкам, и они до сих пор полагают, что руководство принимает решения на основе информации о "конечном балле". Поэтому проверочные листки с оценками скорее правило, чем ис­ключение. Сам процесс такого оценивания вносит присущую ему предвзятость, что требует от аудитора дополнительного внимания. Один аудитор может дать высшие оценки по многим позициям, что вызовет обвинения в снисходительности. Другой — оценить те же самые позиции крайне сдержанно, предоставляя большие возможно­сти для поведения типа: "Делай, как я". Если проверочные листки с оценками все же используются, это надо делать с осторожностью, и инструкция по выставлению оценок должна разъясняться в процессе обучения аудиторов. Применение таких оценочных листков в общем более уместно в аудите, проводимом с целью установления соответ­ствия требованиям, а не в обследовании системы.  

Проверочные листки без оценок

Основное достоинство таких листков — нацеленность на выяв­ление глубинных причин недостатков системы, а не их симптомов.Собственно это и есть наша цель. Когда усилия направлены толь­ко на выявление симптомов, они могут исчезнуть на время, но "всплыть" позднее. Функционально безоценочные листки более ши­роко применимы, чем оценочные и наиболее предпочтительны при проведении аудитов на соответствие стандартам ИСО.  

Записи в проверочных листках

Записи в бланках проверочных листков стоит сохранять в качест­ве образцов для подготовки новых листков для будущих аудитов.После завершения аудита заполненные листки сохраняются как часть официальной документации и могут использоваться для:

•       справок об ответах и документации, представленных проверяе­мым;
•       справок о вопросах, уже разрешенных в предыдущих аудитах;
•       справок об обнаруженных и отмеченных в предшествующем аудите проблемах, выходящих за его рамки и представляющих интерес для следующего аудита;
•       целей, связанных с судебными исками.

Заполненный листок должен сохраняться вместе с отчетом об аудите и другими его рабочими документами, как минимум, пять лет. 

Назначение проверочных листков

Листки разрабатываются и систематически пересматриваются ко­мандой аудита. Они конструируются применительно к нуждам каж­дого конкретного аудита, но особенно нужны при нестандартных проверках.Многие компании разрабатывают стандартные опросники для использования в обычном (текущем) аудите для:

•       проведения аудита в соответствии с программой;
•       экономного использования рабочего времени;
•       помощи в объективном проведении аудита;
•       всестороннего охвата масштаба аудита. 

Разработка проверочных листков

Их разработка, пересмотр и одобрение — прямая обязанность ведущего аудитора. Очень желательно участие в этом процессе чле­нов аудиторской команды и сотрудников организации (инженеров, специалистов по качеству, закупочных агентов, продавцов и т.д.). Установленный масштаб аудита задает определенные рамки, в кото­рые должны попасть соответствующие вопросы. (Пример провероч­ного листка приведен в конце этого раздела). Для углубленного ау­дита системы опросник полезно разбить на категории в соответствии с областями управления качеством (табл. 3.1).Можно привести следующие примеры анализа и вопросов, кото­рые помогают при разработке опросников:

•       проявляются ли при подтверждении качества продукции или услуг какие-либо недостатки (хроническое несоответствие продукции или услуг)?
•       существуют ли проблемы при конструировании (многочисленные переделки проекта, плохо организованная передача информации и т.д.)?
•       есть ли трудности в системе управления (к примеру, волокита при ответе потребителю)? 

Используемые документы

Просмотрите историю качества, а также последние данные об уровне качества продукции. Это позволяет проанализировать тенден­ции изменения текущего уровня качества (снижение, повышение или стабильность). Здесь могут пригодиться отчеты по входному контролю материалов.Таблица 3.1

КатегорияВопросы, которые можно поставить
УправлениеФилософия управления, организационные структуры, ответственность за качество, руководство отделом качества, приверженность управляющих проблеме качества
Управление ресурсамиИспользование и планирование времени, рабочая сила, обучение, управление материалами и т.д.
Обмен информациейХорошо определенные системы управления, системы с замкнутой обратной связью, конструктивное взаимодействие и поддержка руководства
ПроизводствоФизические возможности оборудования, воспроизводимость процессов и оборудования, компоновка оборудования, вспомогательные работы (в том числе программы обеспечения оснасткой и проведения планово-предупредительных ремонтов, идентификация партий прослеживаемость)
Методы проверкиПроверка продукции, лабораторные испытания, возможности испытательного оборудования, контроль процессов измерения
Контроль в процессе конструированияХранение чертежей, методы внесения изменений в чертежи, возможности конструкции, внимание к надежности
Планы по качествуДолговременные планы (цели) по улучшению качества в организации
ЗакупкиТехнические условия, отношения с продавцами, процедуры
Управление качествомОрганизационная структура, подготовленность инженеров по контролю и надежности, планирование качества (материалы, процессы, готовый товар, упаковка, хранение, отгрузка, обслуживание у потребителя)
Координация в области качестваОрганизация координации, анализ заказов, контроль субподрядчиков, анализ затрат на качество, петля корректирующих воздействий, распоряжение продукцией несоответствующего качества
Системы данныхВозможности, процедуры, эффективность использования отчетов
Результаты, достигнутые в области качестваДостигнутый уровень, самосовершенствование, удовлетворенность потребителей, надежность субподрядчиков

 Результаты лабораторных испытаний материалов — другой полез­ный источник. Взаимные соглашения по конструкции, технические чертежи, предшествующие проверки, документы по поставкам, тех­нические стандарты, методики испытаний и другие требования по­ставщика к качеству также могут оказаться полезными при разработ­ке опросных листков. Любые другие документы общего характера, необходимые для аудита, можно затребовать у проверяемого (руко­водство по качеству, процедуры испытаний и т.д.).Когда поставщик впервые подвергается полному аудиту системы, руководство по качеству проверяемой организации обычно тщатель­но изучается с целью определения его пригодности для управления качеством и согласованности с требованиями поставки. Руководство по качеству проверяемой организации используется и при проведе­нии любого аудита для определения соответствия процедур положе­ниям политики качества и выполнения их в действительности. 

Ссылки в проверочных листках

Если в опроснике используются технические стандарты, методики испытаний или процедуры, соответствующий вопрос должен содер­жать точную ссылку (название, раздел и номер страницы). В случае возникновения спора об обоснованности вопроса можно будет обра­титься к источнику за подтверждением или опровержением. Быстро­та нахождения ссылки не только сохранит драгоценное время ауди­тора, но и поможет устранить любое несогласие, непонимание или затруднение.При возникновении разногласий между аудитором и проверяе­мым в интерпретации какого-либо стандарта или процедуры быстро найденная ссылка поможет им прийти к согласию.Проверочный листок для аудита системы качества может рассмат­ривать многие стороны деятельности проверяемой организации и включать в себя аудит процессов, следовательно, всегда нужно иметь много таких листков.Только для аудита процесса требуется гораздо меньшее число проверочных листков, так как в данном случае он проводится в существенно меньшем масштабе. При этом вопросы могут более де­тально относиться к конкретным стандартам по качеству, к требовани­ям, процедурам, контролю и методам испытаний. Технические стан­дарты для соответствующих установок, рабочие инструкции операторов и другие технические моменты могут включаться в вопросы. Значитель­ная часть работы аудитора выполняется при этом на рабочем месте. 

Примеры проверочных листков

Степень охвата вопросами листка и проверка их выполнения со­ставляют львиную долю объема аудита. С разрешения Северо-Американской компании (North American Products Сотр.)  приводим пример такого листка.Проверочные листки, используемые аудитором, можно в извест­ной степени стандартизовать (на основе политики качества компа­нии), но чаще они разрабатываются таким образом, чтобы соответст­вовать рассматриваемой продукции или услугам.В ы в о д: создавайте проверочный листок, соответствующий типу аудита, клиенту и проверяемой организации. Не стоит просто копи­ровать листок, который вам доступен.