Концепции современного естествознания

Психологическая разгрузка

1. "Невозможные фигуры".

Невозможными фигурами называют плоские изображения псевдотрехмерных объектов, которые не могут существовать в действительности. Их можно увидеть только как двухмерное изображение. Это напровление в искусстве получило название импоссибилизм (англ. impossible - невозможный). Родоначальником его, по-видимому можно считать немецкого математика Августа Мёбиуса, который в 1835 году открыл ленту Мёбиуса - повернутую на пол оборота вечную ленту, имеющую только одну сторону и параллельный кант. Геометрически абсурдные явления получили свое гениальное художественное воплощение в творчестве голландца М.К Эшера в 60-е годы ХХ века. По мнению психологов, невозможные фигуры помогают найти созвучие с более общими абстрактными образами, структурами, формами сознания (архетипами по К.Юнгу), давая возможность оторваться от реального мира физических объектов и сосредоточиться на бессознательном восприятии этих фигур. Быстрый переход от сознательного к бессознательному(структурно-образному) восприятию оказывает успокаивающее воздействие. Например, эффект действия сложной лестницы заключается в том, что по такой лестнице можно взбежать на один марш и остаться на исходной точке, что вызывает желание подняться еще на второй марш, что в свою очередь, вызывает желание подняться на третий и т.д.


2. Цвет является необыкновенно важным фактором, формирующим психику человека с момента его рождения, поэтому в психологии цвета играют огромную роль. Психолагами разработаны различные цветовые тесты, самый извесный тест - Люшера, где человек выбирает из восьми предложенных ему цветов сначала любимый, затем следующий предпочтительный цвет, затем следующий, стоящий на третьем месте по предпочтению и т.д. Для теста избраны чисто желтый, светлый красный, сине-зеленый, темно синий (индиго), светлый фиолетовый, средне коричневый, черный и средний серый цвета. Люшер считал, что все что человек подавляет в себе на уровне мыслей и эмоций отражается в его цветовых предпочтениях или неприятиях.


Путем исследований Люшер определил "нормальную" последовательность цветов и закрепил за каждым цветом определенные позиции. Если цвет очень сильно отличается от своего обычного места, его значение интерпретируется. В упрощенном варианте отвержение и неприятие означает: синего - желание человека разорвать некие узы, о внутрнней тревоге и неспособности к глубинному обучению; зеленого - внутреннюю неуравновешенность и стремление освободиться от напряжения; красного - говорит о физическом и нервном истощении, нарушении сердечной деятельности, человеку кажется, что его со всех сторон обступают неразрешимые проблемы, ему необходим отдых; желтого - человек отрицает интеллектуальность, либо обладает невысоким интеллектом, либо в его жизни не хватает солнечного света и радости; коричневого - человек пренебрежительно относится к своему здоровью и считает, что "стадность и взаимозависимость коричневого цвета - не для меня". Предпочтение цвета означает: коричневого - физический дискомфорт или болезнь, этот цвет предпочитают люди, потерявшие Родину и/или не имеющие своего дома; черного - человек пытается отречься от всего, от самой жизни в знак протеста, против существующего положения дел, он восстает против своей судьбы, он говорит жизни "нет"; серого - самоустранение человека от общества, уход от всех прав и обязанностей, это "неучастие".