Концепции современного естествознания

Материалы для суждения о спиритизме и других непознанных явлениях

...Если решат окончательно, что это не черти, а какое-нибудь там электричество, какой-нибудь новый вид мировой силы, - то мигом наступит полное разочарование: "Вот, скажут, невидальщина, какая скука!" и тотчас все забросят и забудут спиритизм... Гоголь пишет в Москву с того света утвердительно, что это черти. Я читал письмо, слог его. Убеждает не вызывать чертей, не вертеть столов, не связываться... У нас ученые вряд ли найдут столько храбрости, чтобы подтвердить явление..... Спиритизм - какая глубокая чья-то насмешка над людьми, изнывающими по утраченной истине; и тут кто-то говорит: постучите-ка в стол, и мы вам, пожалуй, ответим, что вам делать и где ваша истина. (Ф. М. Достоевский. "Дневник писателя" т.т.22,24. "Наука", 1981г.)
В мае 1875 г. Менделеев предложил организовать комиссию для рассмотрения медиумических явлений. Им руководила мысль: "Кажется, пришло время обратить внимание на распространение занятий, так называемыми спиритическими или медиумическими явлениями как в семейных кружках, так и в среде некоторых ученых. Занятие столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, опытами уменьшения веса тела и вызовом человеческих фигур при посредстве медиумов - грозит распространением мистицизма..." "Полемика есть предмет не моего вкуса. В полемику я мог бы вступить и не предлагая учреждения комиссии"..
В пересказе В. В. Битнера Рейхенбах передает впечатление от классического спиритического сеанса: "Общество, состоящее из восьми сенситивов, имело терпение предварительно выждать в течение двух часов, пока все члены совершенно ясно стали видеть одический свет, и тогда только оно было приведено мною к приготовленному большому круглому столу для верчения... Светящиеся пальцы, положенные на стол, распространили по нему две длинные прямые, светлые полосы, каждый палец особо. Кругом с краев образовалось широкое светящееся кольцо, столь широкое, насколько были длинны руки. В середине стола образовалось большое круглое, светлое пятно, в котором соединялись полосы пальцев. Свет от него и кольцо увеличивались, оба становились больше, росли в направлении друг к другу, соединялись, и вся верхняя доска стола, казалось, светилась, словно была покрыта белою салфеткою. Теперь наступило время, когда стол начал скрипеть, трещать, качаться и тут же начал двигаться. В момент, когда он выступил в движение, его свет был самый сильный. Нога стола светилась, и ее подножка в то время, когда они скользили по полу, оставляли на нем широкие светящиеся полосы, на которые ступали люди, следуя за столом. В течение этого времени стали постепенно светиться и участники, они получили вид одетых в белоснежные одежды; со своими беломраморными руками и лицами, они казались подобны живым статуям и были настолько отчетливы, что люди по чертам лица узнавали друг друга".
Комиссия была задумана с определенной целью: на основе полученных материалов создать книгу средства от продажи которой планировалось использовать на развитие метеорологии в стране. В комиссию вошли И. И. Боргман, Н. П. Булыгин, Н. А. Гезехус, Н. Г. Егоров, А. С. Еленев, К. Д. Краевский, Д. И. Менделеев, Ф. Ф. Петрушевский, П. П. Ван-дер-Флит, А. И. Хмоловский, а также С. И. Ковалевский и Ф. Ф. Эвальд, которых в процессе работы заменили Д. К. Бобылев и Д. А. Лачинов. Прежде всего, комиссия обратилась к А. Н. Аксакову, А. М. Бутлерову и Н. П. Вагнеру, как лицам дотоле имевшим возможность часто наблюдать то, что называли спиритизмом, для получения рекомендаций в изучении явления и указаний определенной литературы.
Чтобы представить всем участникам первого же заседания суть феномена, члены комиссии Менделеев, Ковалевский, Гезехус и Боргман сели за стол с тремя ножками. И уже через 22 минуты началось его колебательное движение. Край стола периодически наклонялся в сторону Гезехуса. Выявлено, что именно его руки к этому моменту значительно онемели и охладели. Он переменил место за столом - колебание переместилось вслед за ним, но прекратилось, когда Гезехуса заменили другим человеком. Тут же поступило предложение о замере усилия, производимого руками участников во время работы за столом. Обсудили предложение Менделеева об устройстве особого стола с измерением возможного давления...
Так по-деловому было положено начало работы комиссии. Следует отметить, что участники исследования представляли петербургский университет, горный и земледельческий институты, они были приват-доцентами, преподавателями, профессорами и лаборантами. А. Н. Аскакову был поручен выбор испытуемых, что он и сделал на свои средства. В Ньюкастле (Англия) Аксаков через печать нашел семейство Петти, простых ремесленников, среди представителей которого проявлялся медиумизм. Внимание общественности эти люди привлекли к себе два года назад, в спиритических кружках получили положительную оценку. Отец семейства отпустил сыновей тринадцати лет Иосифа и семнадцати лет - Вильяма в далекую Россию. Условия опыта, обстановка, приборы подробно описаны в "Материалах для суждения о спиритизме" (Товарищество "Общественная польза", 1876). Официальному сеансу у Д. И. Менделеева предшествовали домашние сеансы у Аксакова, где состоялось ожидаемое медиумическое проявление. Была достигнута договоренность об условиях работы с медиумами - в состоянии транса, на домашних собраниях.
В качестве рабочих гипотез для научного объяснения явления медиумизма предлагались следующие:

1. Органическая.

"...От стучащего нельзя ожидать ничего иного, кроме того, что ему известно, а потому ясно причина того, что лицо это не может ничего иного высказать в сеансе кроме того, что и ранее приобретено или высказано. Это будет тем более так, когда лицо это производит спиритические стуки преднамеренно и сознательно. Назовем эту гипотезу о природе спиритических звуков органическою".

2. Механическая.

Сводится к механическому явлению, независимо от осознанности или неосознанности таких действий.

3. Магнетическая теория.

Эту теорию особенно успешно развивал А. Шевиллар (1875). В ней допускается наличие в организме человека некой нервной невесомой жидкости или нервного тока, подобного гальваническому, посылаемого силой воли и жизнедеятельности от мозга к периферии организма. Нервы - проводники. Животно-магнетическая природа феномена, по Шевиллару, допускает сравнение с наэлектризованным телом, рассеивающим электричество (далее мы это прочитаем у Битнера). При соприкосновении с предметами сила преобразуется. Предположительно в этом случае жидкость скопляется и переходит скачками, сначала каплями, темными искрами по воле лиц, умеющих управлять внутренним распределением нервной жидкости в своем организме. А это действительно можно наблюдать у некоторых рыб или скатов.
Д. И. Менделеев считал, что предпосылки к магнетической теории можно найти еще в работах Лавуазье. Там же резюмировано учение Месмера: "Всюду есть жидкость, легче сгущаемая, чем описываемая; Ньютон ее назвал эфирной средою; Декарт всеобщим двигателем; философия мировым началом. Свет, звук, запах передаются при ее помощи..."
Многие, говорил Д. И. Менделеев, бились с этими понятиями, много раз доказывали, что фикция Месмера неприложима к фактам, что воображение - первый деятель в опытах магнетизеров. И все-таки вновь и вновь эти понятия всплывают из глубин прошлого.
Итак, по Д. И. Менделееву: "Эти три гипотезы, на мой взгляд, не заключают в себе ничего невозможного, и, будь опыты их утверждающие несомненны, их принял бы каждый натуралист".
Альтернативная научным гипотеза спиритов состоит в том, что души умершие не перестают существовать, хотя и остаются в форме, лишенной материи. Известные лица с особым развитием органической природы, могут быть посредниками, "медиумами" между остальными присутствующими и этими духами, повсюду находящимися. Г. Дюрвилль, рассуждая о магнетизме, писал, что материя вообще "была бы бездейственна, если бы ее не оживляла независимая сила..., человек двойствен, то есть, состоит из материального тела и тело это оживлено разумной силой, называемой в просторечии душою или духом."
25 января 1876 г. Д. И. Менделеев записывает: "Стуки показывают присутствие медиумической силы, по понятию спиритов, а прочего не было". "Явление, которое было исследуемо комиссией, не было фокусом...", - заключает Н. Вагнер. Позиция, которую выбрал Менделеев с некоторого момента работы комиссии, характеризуется его записями: "Приемы, применяемые спиритами, даже такими, как г.г. Аксаков, Бутлеров и Вагнер, недостаточны для объяснения образования явлений, не отличаются строгостью, какая должна соблюдаться при наблюдении и констатировании научных фактов." "Думалось, однако, что помимо вздора есть в медиумизме и что-нибудь действительно заслуживающее научного интереса. Ныне убеждаемся, что только один транс медиумов (если он не притворен), как особый вид нервного состояния, может быть предметом изучения, да и то со стороны врачей психиатров."
А. Бутлеров по своей инициативе отстраняется от опытов, объясняя свою позицию следующим образом: "...Ее (комиссии) ближаешей задачей сделалось не решение вопроса о том, существуют ли медиумические явления или нет, а отыскивание, во что бы то ни стало, того обмана, существование которого было комиссией заранее и решительно предопределено... Я считаю бесполезным какое-либо дальнейшее мое участие в заседаниях комиссии". "...во все времена, когда люди науки, опираясь на априорические основания, отвергали заявленные наблюдателями факты, они ошибались каждый раз."
Выводы комиссии свелись к следующим пунктам:

1.Движение столов вызывается давлением, оказываемым намеренно или ненамеренно присутствующими, относится к числу бессознательных и сознательных мускульных.

2.Поднятие столов и движение предметов за занавеской или в темноте носят несомненные признаки действий обманных.

3.Стук и звуки, посредством которых, якобы, совершаются сношения с духами, - самоличные действия медиумов.

4.Материализация, медиумопластика - явление подложное, судя по: а) отсутствию пытливости в лицах, познающих подлинность явлений; б) предосторожностям, требующимся спиритам, которые они предъявляют присутствующим на сеансе; в) не говоря уже о неоднократных случаях прямого изобличения медиумов или их помощников.

5.Медиумы действуют, с одной стороны, непроизвольно, а с другой, - пользуются доверчивостью людей.

.6.Исследователи спиритизма не обладают терпимостью к мнениям лиц, не находящих ничего нового в спиритизме, ни критическим отношением к предмету верований.

7.Немногие опыты, проведенные с приборами, свидетельствуют о слабости экспериментаторов, не знакомых со строго научными опытами.

8.Каждый раз спириты охотно шли на исследования, но сразу прекращали работу, как только встречали критику или недоверие.

9.Явления, выдаваемые за медиумические, исследуемые известными учеными, - результат непроизвольных движений, вытекающих из природных особенностей организма. Или дело ловкости и обмана.

Попытки объяснить явления спиритизма продолжаются и в наше время. Доцент Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана А. Н. Смирнов установил, каким образом излучаемые генератором акустические колебания, отражаясь от наших ладоней, создают стоячие волны. Перемещаясь между источниками ультразвука и ладонью, легкий предмет (это следует подчеркнуть, ибо дубовый стол, естественно, в такой механизм не впишется) может зависать над ладонью, так как его вес компенсируется разностью давлений. Когда экспериментатор поворачивает металлический звуковод параллельно столещнице, идущая от него неслышная звуковая волна может передвинуть все легкие предметы, находящиеся на ней. Это пример постановки на научные рельсы любого явления, наблюдаемого человеком.
А если при таком действии у людей, владеющих так называемым телекинезом, нет генератора, то остается предположить, что мощности импульсов, излучаемых ладонью, достаточно, чтобы вращать на расстоянии стрелку компаса. Но, конечно, не стол.
"Что же тут интересного для нас, рассуждающих о спиритизме? А то, что "обычный человек", - говорит Смирнов, - в спокойном состоянии не способен на телекинез, как, кстати, и на столоверчение." "В опытах с тяжелыми дубовыми столами субтильные спиритки в естественных условиях при ясном свете дня никак не могли даже поднять такой предмет, не то чтобы подбрасывать кончиком ботинка или вертеть его большим пальцем руки, как нередко подозревали." Только во время сильного возбуждения частота и мощность излучения возрастают многократно и становятся соизмеримыми с параметрами применявшегося в опыте Смирнова генератора ультразвука. Научиться менять свое эмоциональное состояние можно с помощью аутогенной тренировки.
Человек может пользоваться создаваемым им самим ультразвуком через неведомые ученым звуководы, которыми, по мнению А. Н. Смирнова, служат биологически активные точки. Врачи-рефлексотерапевты не только иглами воздействуют на такие точки, но и электропотенциалом, ультразвуком. Значит, они служат звуководами?
В книге А. П. Дубова и В. Н. Пушкина "Парапсихология и современное естествознание" (М., 1989) есть глава о материально-энергетических преобразованиях в пси-явлениях. Одна из самых убедительных в книге, она позволяет думать, что материализация и дематериализация - непременный атрибут спиритизма. В свете гипотез авторов книги, их допущений можно рассуждать о самых явных чудесах. Ибо: "Как известно, - написано в книге, - вакуумное состояние не является пустотой в обычном понимании этого слова, а, наоборот, характеризуется тем, что имеет нулевую энтропию и не содержит частиц всевозможных видов материи в их виртуальной (нефизической) форме, не связанных с пространством и временем.
Трансформации вакуумного состояния могут быть реальной основой биогравитационного поля при сверхсостояниях феномена-психика, т. е. при высших формах психической деятельности, когда наблюдаются такие явления, как психокинез, левитация, выделение человеком эктоплазмы, материализация (дематериализация), телепортация и др. (в книге приведены три фотографии выделения эктоплазмы и одна матерализация образа). Во всех указанных пси-явлениях проявляется способность человека оперировать вакуумным состоянием и наполняющими его виртуальными частицами и их потенциалами."
И далее: "Если принять нашу гипотезу о вакуумном состоянии пси-явлений, тогда будут понятны особенности нового вида - пси-материального носителя, о котором говорилось выше, о специфической топологии его "пространства-времени", следствием чего является способность к делокализации в метризируемом физическом пространстве и времени. Становятся понятными топологические свойства новой психической пространственно-временной формы движения материи, включающие в себя многомерность и цикличность времени, неоднородность и анизотропность, многомерность и прерывистость пространства и т. д."
Религия, литература, народные заговоры, легенды, сказания, как и оккультные науки, всегда придавали огромное значение слову. Каждая идея, осуществленная и проявленная в материальном мире, действует как бы реальное существо, а затем постепенно исчезает, по крайней мере в плане физическом. Продолжительность существования идеи зависит от силы напряжения ума, которому она обязана своим происхождением, то есть от количества жизненной силы, на нее затраченной... Слово не просто сотрясает воздух, повисает в воздухе - оно воздействует на окружающих в большей мере, чем мы в этом признаемся себе. То же можно сказать и о жесте, письме, рисунке, скульптуре, отпечатывающих осуществленную идею. В книге Нового Завета раздел "От Иоанна святое благовествование" Глава I начинается так: 1 "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".
Мысль о том, что при всем понимании роли труда в становлении человека, следует все же преимущественно отдать речи, принадлежит доктору исторических и философских наук Б. Ф. Поршневу. Он пришел к еще не оцененному (но опубликованному в 1974 г.) мнению, что невербальные формы общения - прошлое землян. Об этом свидетельствуют пословицы народов мира: от слова - спасение, от слова и погибель (русская); язык - ключ к сердцу (азербайджанская); слово железо пробъет (удмуртская)...
Основываясь на старинных народных заговорах, врач Г. Н. Сытин предлагает новый метод психокоррекции СОЭВУС (словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием) человека. Приводит исцеляющие тексты-настрои, проверенные медицинскими учреждениями с использованием приборов. Автор шел наощупь, выбирая эффективные слова и словосочетания. При помощи датчиков он получил показания потенциалов с биологически активных точек тела человека и составил объективную информацию об адресах словесно-образных воздействий. Этим методом пытаются лечить соматические, нервные и психические заболевания. (Г. Н. Сытин "Животворящая сила. Помоги себе сам". М., "Энергоатомиздат" 1990).

"Троянский конь".

Еще один материал, который может служить основой для размышлений о непознанных явлениях, взят из книги Дж. Киля "Троянский конь". "Путешествуя по двадцати штатам для проверки из первых рук бесчисленных сообщений об НЛО, я с удивлением обнаружил множество "молчащих контактеров", которые резко отличались друг от друга физически, проявляли одни и те же физиологические и психологические симптомы. Благодаря этим молчаливым контактерам, а скорее через них, удалось установить связь с таинственными существами. Когда НЛО совершал посадку где-нибудь на отдаленной ферме и его экипаж наносил визит контактеру, тот немедленно вызывал меня к телефону и я иногда часами наслаждался разговорами с ультрасуществами. Как бы ни хотелось смеяться над этими строками, знайте, что все это было на самом деле. Мои записи, магнитофонные пленки и другие материалы могут подтвердить каждое мое слово. Я разработал довольно действенную систему для проверки возможных мистификаций. Не связанные никоим образом между собой люди в нескольких штатах стали частью моей тайной сети, ведущей в таинственный "другой мир". Я тратил поначалу многие месяцы, играя в эти очень опасные игры, разыскивая несуществующие базы НЛО, стараясь найти способ защиты свидетелей от "людей в черном". Где бы я ни появился, полтергейсты шумно приветствовали меня своими проявлениями.
Теперь, оглядываясь назад, я вижу, что именно происходило в действительности. Феномен медленно раскрывал различные аспекты, о которых я раньше не подозревал. И вел меня шаг за шагом от скептицизма к вере, и от веры, как это ни парадоксально, к полному неверию. Когда мои мысли путались, а концепция не подтверждалась, сам феномен вновь выводил меня на правильную дорогу. Это был своего рода образовательный курс, в котором учителя были очень и очень терпеливы. Другим людям, вовлеченным в подобную ситуацию, так не везло. Они могли контактировать с феноменом только в одном его проявлении, и очень быстро на них обрушивалось какое-нибудь бедствие.
В лучших книгах об НЛО можно найти историю о том, как человеческие существа внезапно и помимо своей воли перемещались во времени и пространстве. Временные ляпсусы и необъяснимые периоды полной амнезии являются ключевыми аспектами феномена НЛО. У меня есть более 100 сообщений, в которых свидетели заявляют, что не помнят своих действий от пяти минут до нескольких часов непосредственно после наблюдения НЛО. Почти в каждом из этих случаев люди в момент наблюдения находились в автомобилях. Некоторые страдали подобными провалами памяти или какими-то смутными воспоминаниями за месяцы, а иногда за годы до прямого контакта с приземлившимися НЛО. Подобным случаям нельзя найти ни медицинского, ни психологического объяснения. Таким образом, мы пришли еще к одному типу случая, который я назвал бы компрессией времени. Свидетели утверждают, что проходит всего несколько минут, хотя сами события продолжаются часами. Компрессия времени - общее явление у контактеров, считающих что они посетили другие планеты. Я не думаю, что кто-либо из этих людей страдал клиническим умопомешательством. Скорее всего их мысли как-то управлялись извне, и в какой-то момент их интеллект терял способность переварить полученную информацию, а эмоциональная структура - сохранить стабильность. Поэтому некоторые из этих людей ломались под невероятным умственным напряжением, или в случае совершенно неправильно интерпретировать все происходящее с ними. Стимулированно пробужденная память убедительно воскрешала реальные события, а цепная реакция эмоций порождала иррациональный фанатизм. Эти люди бросали работу, отдавая затем себя проповеди Евангелия от космических пришельцев. Их семьи распадались, так как вся их энергия направлялась точно в одно русло. Они становились мучениками, страдающими в ожидании предстоящего прибытия Старших Братьев или Второго пришествия Христа.

У нас нет способа узнать, как много людей в мире уже "захвачены" таким образом, так как они сами не должны помнить ровным счетом ничего из того, что с ними случилось. Точно так же у нас нет способа определить, в кого из нас уже заложена страшная и зловещая "программа", лежащая до поры до времени без дела в темных уголках нашего мозга.
Но теперь я склоняюсь к мысли, что феномен главным образом связан с неопознанными (и непознаваемыми) космическими явлениями. Пресловутый "другой мир" является как будто частью чего-то гораздо большего, и возможно, бесконечного. Человечество также является частью этого чего-то, и особенно те люди, которые настроены на прием некоего сигнала извне, для чего необходима чувствительность, значительно превышающая все нормы нашего обычного восприятия.
Поэтому изучение феномена - это занятие не для подростков и восторженных энтузиастов. Оно требует внимательного, осторожного и хорошо финансируемого расследования, проводимого независимыми объективными профессионалами, которым не должны мешать ни горластые поклонники, ни политические махинации правительственных ведомств.
В свое время кто-нибудь расскажет нам обо всем этом. Наши небеса заполнены и всегда были заполнены "Троянскими конями". Подчиняясь таинственному графику, они несут абсурд и неразбериху на своем пути. Фанатики и энтузиасты громко требуют, чтобы мы открыли городские ворота и ввели "Троянского коня". Но правительства всего мира и церковь не открывают замки на воротах. Ватикан периодически напоминает о том, что спиритизм есть "зло" и "работа Дьявола". Священнослужители и теологи подходят к чудесам с огромной осторожностью, ведь в Библии сказано, что в последние дни перед концом света небо будет кишеть символами и предзнаменованиями, а сама планета - фальшивыми пророками и чудотворцами. Создается впечатление, что эти "последние дни" уже настали.
В 1966 г. я был убежденным атеистом, выкованным суровой школой объективной журналистики. Несмотря на весь скептицизм, в душе я надеялся, что добуду какие-нибудь доказательства, подтверждающие предположения энтузиастов об инопланетном происхождении пришельцев. Эта гипотеза казалась мне тогда единственно приемлемой. Но опыт, приобретенный мной в последующие годы, изменил и меня, и мои взгляды, также как опыт в подобных вопросах изменил многих других людей. Шутки с НЛО так же плохи, как шутки с черной магией... Параноидальная шизофрения, демономания и даже самоубийство могут постигнуть их и не раз уже постигали. Легкое любопытство к НЛО может превратиться в разрушительную одержимость. По этой причине я настоятельно рекомендую родителям удерживать детей от этих интересов. Школьные учителя и другие взрослые не должны поощрять подростков в их увлечении этим предметом".
*Христианская церковь придерживается однозначного мнения в отношении таких явлений. В качестве примера можно привести книги С. Роуза "Знамение на небе: православное объяснение неопознанных летающих объектов", "Православие и религия будущего". Основной смысл предупреждений сводится к следующему.
"В прежние века христиане относились очень осторожно ко всем странным и новым явлениям, зная хитрость дьявола, но вот после наступления современного века "просвещения большинство людей начало испытывать любопытсво к таким вещам и даже гоняться за ними, поместив дьявола в область полуфантастических явлений... На род человеческий пришло нашествие бесов. Прием - внушить людям, что "высшие существа" собираются взять на себя будущую судьбу человечества. Миссия НЛО - подготовить путь антихристу... Все явления происходят в основном в воздушной стихии, где главное владение сатаны. Знамения действуют на зрение, очаровывая и обманывая глаз. Все явления бесов обладают общим свойством - даже малейшее внимание, обращенное на них, уже опасно... Тысячи контактеров НЛО и даже простые свидетели испытали на себе эту страшную истину. Немногим удалось спастись, когда они были вовлечены в эти контакты всерьез".