Концепции современного естествознания

Ум, рассудок, интеллект

Исследователи из Великобритании под руководством С. Картера создали специальную видеоигру, в которой свинья может управлять, упираясь своим пятачком в джойстик. В ходе игры она должна выполнять особые задания - их около 60. Они постепенно усложняются. Ученым хотелось узнать, до какого предела животное может реагировать на меняющуюся на экране картину и сможет ли оно сообразить, какое именно решение следует принять по ходу дела. Обнаружилось, что некоторые хрюшки настолько увлекались игрой, что начинали решать все более сложные задачи без всякой награды, даже не отрываясь от своего задания, чтобы подойти к лоточку, в который экспериментаторы сбрасывали лакомство для поощрения. Эксперименты продолжаются на других животных, однако ученые выражают твердую уверенность в том, что воображение, абстрактное мышление и прочие зачатки интеллекта у свиньи развиты куда больше, чем у большинства братьев наших меньших, что и доказано на практике.

Группа специалистов под руководством профессора Джона Аллмана из Калифорнийского технологического института пришла к выводу, что животные, как и люди, осознают себя отдельными "личностями". Это открытие удалось сделать во время исследования так называемых "нейронов самоидентификации" - особых мозговых клеток, расположенных в передних отделах мозга и отвечающих у человека за самосознание. Как отмечают нейрофизиологи, при повреждении этих клеток человек теряет чувство индивидуальности. До сих пор никто из ученых не ожидал найти точно такие же клетки у животных. Серия экспериментов подтвердила наличие "нейронов самоидентификации" у 28 видов обезьян, а также у 20 видов других животных, в частности, у собак, кошек и летучих мышей. По мнению профессора Аллмана, клетки самоидентификации означают, что каждое животное ощущает себя отдельным неповторимым существом, мало чем отличаясь в этом отношении от человека.
Язык соответствует интеллекту: чем больше понятийный аппарат, тем выше интеллект. Здесь проявляется основной недостаток знания: подавляющее большинство (99 %) чувственных впечатлений и эмоций человека никогда не были представлены в интеллекте понятиями; они остаются пока невыраженными и если выражаются, то только несовершенно.
Многие исследователи, в частности А. Малиновский, отмечали связь между способностью человека к творческому научному мышлению и его моральным обликом. Он получил статистически следующий результат: только люди с выдающимися моральными качествами могут стать выдающимися учеными. Подобной точки зрения придерживался академик А. Е. Ферсман: "Личность ученого не может не откладывать глубокого отпечатка и на его научные труды, потому что великие истины рождаются не вдруг, не в тиши научных кабинетов, а после горячих переживаний души, в огне порывов и желаний. Я работать могу только в момент увлечения."
Первыми в конце прошлого века придумали тест на интеллект (Intellectual Quotion (IQ) - ай-кью) два француза - Бене и Симон. Их задания были похожи на незатейливые задачки из разных областей знаний. Ученые хотели с помощью тестов выявить умственную отсталость у детей. Но спустя несколько десятилетий их тесты стали служить здоровым людям для определения уровня интеллекта. Минимальный показатель IQ равен 100, максимальный же рекорд приближается к 200, но окончательно пока не установлен. Есть разные системы тестирования. В школах проводят общее тестирование на интеллект и специальное - по предметным знаниям. Тест на IQ включает несколько критериев: определение числового, логического, художественного, пространственного интеллекта.
В настоящее время среднее значение IQ индекса для американских школьников колеблется в пределах от 90 до 120 единиц, но есть группа детей, отстающих по интеллекту. Для них этот показатель колеблется от 60 до 90 единиц, и есть группа наиболее одаренных детей с интеллектом от 120 до 150 единиц.
В то же время анализ слаборазвитых народов показал, что для этой группы населения те же показатели будут: средние значения для большинства школьников 70-100 ед.; дети, отстающие по интеллекту 50-70 ед.; группа наиболее способных детей 100-125 единиц. Из полученных данных видно, что способности школьников к усвоению знаний, особенно при изучении абстрактных дисциплин, весьма различны.

На низких ступенях развития популяции (общества) безусловно имеет место определенное различие между интеллектуальными уровнями отдельных особей, однако это различие очень невелико и вся популяция сравнительно однородна по уровню интеллекта. Это иллюстрирует график.

По мере развития общества среднее значение интеллекта постепенно смещается вправо, но вместе с тем происходит непрерывное расширение зоны разброса, что приводит ко все увеличивающейся дифференциации человечества. Зарождение этого процесса четко просматривается уже в настоящее время и находит отражение в интеллектуальной ограниченности части общества.
Этот процесс может иметь серьезные социальные последствия, поскольку неоднородная структура общества по интеллектуальному уровню ведет к социальным осложнениям. По-видимому, увеличивающаяся дифференциация общества свидетельствует о кризисных явлениях Человечества как биологического вида.
Наблюдения за близнецами показали, что в большей мере умственные способности зависят от генов родителей, чаще всего ребенок наследует интеллект матери, и только на 20 % - от той среды, в которой живет. Зайнц доказал, что единственный ребенок, который общается только со взрослыми, набирается ума значительно быстрее, чем тот, у кого есть братья и сестры. И младший из детей всегда уступает в развитии старшему, если только между ними нет разницы в 12 лет. Ученые из Института психологии РАН нашли другую закономерность. Оказывается, те дети, чьим воспитанием занимались родители, более интеллектуальны, чем те, кого растили дедушка с бабушкой. Зато именно из любимых внуков чаще появляются талантливые художники и артисты. Установили психологи и вероятность старой истины о детях гениев: отпрыски очень умных родителей никогда не достигают родительских вершин, а дети очень глупых всегда поднимаются над их уровнем. Тесты IQ доказывают, что мужчина и женщина дают одинаковый средний балл - около 120. Но гениев и дураков среди мужчин значительно больше.
Обратимся к вопросу о развитии умственных способностей. Один из создателей евгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения), английский психолог и антрополог Ф. Гальтон, был убежден в том, что интеллект современного человека снижается. По его мнению, представители низших классов обладают более низким коэффициентом интеллектуальности. В то же время именно они имеют большее число детей. Причем статистические данные, свидетельствовавшие о белее высоком репродуктивном уровне людей с низким IQ, были широко распространены до сравнительно недавнего времени. На основании этих данных Гальтоном и некоторыми другими учеными делался вывод о том, что человеческий вид будет все более наполняться "худшими породами" людей и, следовательно, уменьшать свой IQ. Однако в начале 60-х гг. вывод о том, что существует прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и IQ, был признан ошибочным. Следовательно, нельзя считать доказанным, что коэффициент интеллектуальности у людей обусловлен генетически.

Сегодня вопрос о том, становятся ли современные дети более интеллектуально развитыми, является дискуссионным. Пока нет данных, свидетельствующих о том, что рост интеллекта детей, на который обращают внимание некоторые исследователи, связан генетически с продолжающимся эволюционным развитием головного мозга. "Более вероятно, - пишет в связи с этим академик Л. П. Татаринов, - что рост интеллектуальных детей - следствие совершенствования системы воспитания и образования, прогресс которой, как мне кажется, в целом несколько недооценивается."