Феномен человека

                                             Феномен человека                                           

   С тех пор как человек стал раздумывать об устройстве окружающего мира, он начал постигать и самого себя. Кто я и кто мы? Откуда взялись? К чему и куда идем в бесконечном историческом развитии? Что выделяет нас в пестром, многоликом сонме живых существ, населяющих Землю и что роднит с ними? Меняется ли человек как биологический вид по мере своего интеллектуального и нравственного совершенствования? Каким путем развивается его дух - к познанию мира и себя в нем или к саморазрушению? Может ли он изменять окружающий мир или, напротив, является рабом обстоятельств?

 

   Люди ищут средство жизненной ориентации отнюдь не только в разуме, но и в интуитивном прозрении. Духовные корни науки оказались отсеченными. Она во многом потеряла метафизическое, нравственное измерение. Поэтому возникает недоверие к современному научному постижению человека, к тем перспективам, которое оно открывает. Многим исследователям воля и чувства человека представляются опасными. Не заложен ли в человеке какой-то  неустранимый разрушительный импульс? Он растерзал природу, ведет бесконечные братоубийственные войны. В нем сильна тяга к разрушению, саморазрушению, смерти. Как ни страшны идеи жестокости и разрушения, связанные с одержимостью, мнительностью, фанатизмом, куда опаснее все же  сознательная ориентация людей на идеи ненависти и убийства.

 

    В древней китайской, индийской, греческой философии человек понимался как неотъемлемая, составная часть космоса, наделенная всеми его элементами. Поэтому познание природы и сущности человека непосредственно связывалось с познанием всей    Вселенной.

 

  Сознание - рефлексия знания, его построение в знаковых средствах, взятая как способность. Разум - способность оперировать знаковыми средствами, выражать в знаковых средствах индивидуальные представления.

 

   Мышление - процесс согласования в знаковых формах содержания некоторого представления.

 

  Процесс развития психики и сознания носит название психогенеза. Постулаты психогенеза по Х.Дельгадо таковы:

 

1.Создав сознание, эволюция стала управлять собой.

 

2.Разум - один из механизмов обратной связи между организмом и средой.

 

3.Человек представляет собой функциональное единство сенсорной информации, поведенческих реакций и процессов, происходящих в мозгу.

 

4.В момент рождения сознания не существует.

 

5.Сознание не может возникнуть без притока сенсорной информации.

6.Над человеком довлеет наследственность и воспитание.

 

7.Индивидуальность человека - это приобретенные функции.

 

8.Цель воспитания - в создании психических функций индивидуума.

 

9.Воспитание не должно быть авторитарным, но контроль необходим.

 

10.Символы окружающего мира материализуются в мозгу как молекулярные изменения структуры нейронов.

 

11.Свобода - результат развития цивилизации.

 

12.Сделай самого себя.

 

13.Управление психикой приводит нас к психоцивилизации.

 

14.Управление гигантскими силами требует развития психических свойств. 

  

    Сознание можно определить как знание о чем-либо, истинность которого можно проверить практикой. Знание не есть лишь след события, пассивно зафиксированного структурами мозга. Знание может быть знанием в той степени, в какой оно может служить средством удовлетворения потребностей, достижения целей.

  

   Термин сознание подразумевает со-знание (сравнить с со-переживанием, со-чувствием, со-страданием), т. е. такое знание, которое можно передать другим. Осознать это значит получить возможность научить, передать знание другому.

 

   Итак, сознание это знание о мире, которое закреплено в нервных моделях мозга и которое: 1) человек может использовать для организации деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей; 2) может быть передано другим членам сообщества посредствам второй (речевой) сигнальной системы.

 

    Люди давно обратили свое внимание на то, что многие проявления жизнедеятельности их организма происходят без вмешательства сознания. Часто термином "подсознание" называют все, что не осознается. Очевидно, что от определения природы сознания будет зависеть и трактовка "бессознательного".

 Сознательное БессознательноеВербальное НевербальноеФормально-логическое "Нелогичное", неформальная логика Концептуальное, Образно-визуальное, Абстрактное конкретноеСимволическое ИконическоеСинтаксическая связанность Свобода комбинацииЗнаков знаковВторичные мыслительные Первичные мыслительныеПроцессы процессы Рациональное ИррациональнаяИнтенциональное мышление Сновидения, фантазии,галлюцинацииФормализация ИнтуицияНаучная систематизация Мифологическая систематизацияПоследовательность Одновременность

Дискретность Континуальность

 

  Выводы

   Сознание возникло в процессе совершенствования механизма реагирования живых систем на воздействия окружающей среды. Возможно, появлению сознания способствовало уплотнение информации.

 

   Разум можно определить как способность оперировать знаковыми средствами, выражать в них индивидуальные представления.

 

   Знание может быть знанием в той степени, в какой оно может служить средством удовлетворения человеческих потребностей и средством достижения целей.

 

   Сознание - это знание о мире, которое закреплено в нервных моделях мозга с помощью знаковых (сигнальных) средств. Оно может использоваться человеком для организации деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей, и может быть передано другим членам общества посредством знаковой деятельности. Язык соответствует интеллекту, но здесь мы видим основной недостаток знания - подавляющее большинство наших чувственных впечатлений и переживаний не представлено и не выражено языковыми средствами и понятиями, а если и представлено (выражено), то несовершенно. В этом заключается ограниченность (несовершенство) интеллекта.

    Трагедия современного сознания людей заключается в разрыве разума, интуиции (чувства) и воли.  

 

 

     Контрольные вопросы

 

1.Какие проблемы в понимании феномена человека вы можете назвать?

 

2.Охарактеризуйте уровень сознания человека в современном мире.

 

3.Какое место занимает человек  в Мире (Космосе)?

 

4.Охарактеризуйте процесс развития психики и сознания.

 

5.Дайте определение понятиям "знание" и "познание".

 6.Как вы понимаете такие понятия как "подсознательное" и "бессознательное"?