Концепции современного естествознания

Эволюция понятия гармонии от античности до наших дней

Эволюция понятия гармонии от античности до наших дней.

Чтобы обеспечить полноценное экологическое развитие, необходимо продвигаться по пути гармонизации общества и его отношений с природой. Именно в этом случае можно надеяться на своевременное разрешение противоречий между человеком и природой, что является свидетельством прогресса общества и системы "человек - природная среда".

Гармония предполагает, что составные части системы представляют собой сущностное единство. Объективное основание возможности гармонизации взаимоотношений человека и природы - та их "подчиненность мере и гармонии", о которой писал В.И. Вернадский. Предпосылкой гармонизации человека и природы выступает историческая практика их взаимодействия, то, что сама человеческая культура формировалась как способ разрешения противоречий между человеком и природой. Речь идет о разнообразных традициях гармоничного взаимодействия человека с природой, которые накоплены культурой. Поэтому гармонизация имеет реальное значение для определения путей экологического развития и будущего человеческой цивилизации, предупреждая об иллюзорности надежды на окончательную "победу" над природой или на установление абсолютной вечной гармонии между человеком и природой. На каждой стадии взаимоотношений человека и природы существуют определенные противоречия между этими двумя компонентами единой системы, а также и предпосылки для их разрешения.

Абсолютной гармонии препятствует фундаментальный характер противоречия между этими двумя частями единой системы. Относительная гармония человека с природой возможна и к ней надо стремиться. Существует дисгармония биогеологических, биосферных, с одной стороны, и антропосоциальных ритмов - с другой. Обострение противоречий ведет к катастрофе, однако это не препятствует тому, чтобы эти ритмы были гармонизированы. Гармонизация взаимоотношений человека и природы не может идти ни за счет человека, ни за счет природы, а объединяет социальную и природную гармонию. Перед человеком возникает и проблема поддержания гармонии в самой природе в условиях все увеличивающегося вовлечения природных систем в процессы человеческой деятельности. Человек становится ответственным за гармонию во внешней природе так же, как он ответственен за жизнедеятельность собственного организма. Соответствие человека своей внутренней природе ведет к его согласию с внешним миром. Внутренняя гармония в самом человеке - существенная предпосылка гармонии внешней. В этом отношении требование "Жить в согласии с природой", сформулированное в античной философии, остается верным в самом широком смысле. В этом суть экологической и глобальной этики.

В Древней Греции человек рассматривался как "микрокосм". Эти представления переняли древнеримские стоики, известны они и в русской философии. В западной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, в восточной - наоборот. Необходима социальная и экологическая гармония того и другого в целостном постижении и творении мира и себя. Современный человека должен ощущать себя частью Универсума, чувствовать ответственность за все окружающее его.

Все древнейшие религии основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света и т. п.). Современное экологическое движение в условиях слабости теоретической базы не может не основываться на вере, составляющей важнейший момент религии. Многие принципы экологической этики, например, принцип равноценности всех видов жизни, являются объектом веры. Другими словами, современное экологическое движение не может не быть существенно религиозным движением.

Наука как элемент культуры изначально экологична в том смысле, что нацелена на изучение природы. Экологическая наука и основанная на ней техника могут пониматься в двух смыслах. Во-первых, в плане приоритета, отданного изучению закономерностей взаимодействия человека и природы. Во-вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системы знаний, деятельности и социального института с целью ее уподобления биосфере, обладающей такими свойствами как обратная связь, адаптация к изменениям окружающей cреды т. д.

Гармония с античных времен понимается не только в психологическом смысле, а как реальная вещь: между макрокосмосом - Вселенной и микрокосмосом - Человеком. То, что находится между человеком и природой, не менее важно, чем человек и природа как таковые. Не случайно символом гармонии человека с природой является мифический сфинкс.

Философия, решая экологическую проблему вместе с другими отраслями культуры, преображается сама. Рациональные учения склонны ставить человека выше других существ, поэтому синтез философии с менее рационализированными направлениями культуры имеет позитивный экологический смысл.

Искусство способно помочь решению экологической проблемы в нескольких направлениях. Во-первых, оно связано с гармонией, которую и следует восстановить в отношениях между человеком и природой. Произведение искусства действует на нас своей красотой, а красота, по определению Альберти, есть строгая соразмерная гармония всех частей. Душа художника, считали романтики, должна быть гармонично настроена, чтобы отобразить гармонию природы. Также человек должен быть внутренне гармоничен, чтобы гармонично взаимодействовать с природой. Искусство создает прообраз той гармонии, которая должна утверждаться в отношениях человека с природой. Говоря об эстетическом, мы вспоминаем прежде всего произведения искусства, хотя красота присутствует и в самой природе, и в человеке как природном существе. Прекрасное в произведениях искусства часто является отражением красоты природы и человека ("отблеском" красоты как первофеномена, по , оставаясь вместе с тем творением качественно нового мира, внутренняя гармоничность которого соответствует гармонической направленности души художника.Шеллинг различал органическое произведение природы как представляющее первозданную нерасчлененную гармонию и произведение искусства как гармонию, воссозданную художником после ее расчленения.

Архитектура - одна из основных форм творения очеловеченной природы, и этим определяется ее значение для гармонизации взаимоотношений человека со средой его обитания. По буквальному смыслу слова (первосозидание) архитектура призвана осуществлять синтез различных видов искусств, связывать воедино искусство, науку, технику и утилитарную функцию и, утверждая целостность культуры, способствовать формированию целостной личности в ее целостном отношении к окружающему миру. Архитектура - прообраз гармонии человека с миром именно благодаря гармонии в ней различных отраслей культуры.

Архитектура выражает в камне душу культуры (или ее бездушие). Это ее зримый символ. Мы судим о прошедших эпохах по тому, что от них остается. Стоит ли стремиться к тому, чтобы образ нашей жизни, выраженный в архитектуре, воспринимался потомками как серая однообразная прямолинейность заземленной утилитарности, слегка подкрашенной парадной монументальностью официальных зданий? Грядущая архитектура призвана отразить все многообразие внутреннего мира личности в ее гармоническом взаимодействии с природой, культурой и другими людьми. т.е. она должна стать в полном смысле слова гармоничной и экологичной.

Проникновение тенденции экологизации в искусство и архитектуру, которые отражают и в определенной мере творят систему взаимоотношений человека и природы, создает предпосылки для сближения эстетики и экологии, но оно не решает в целом проблемы гармонизации взаимоотношения человека и природы. Требуется, чтобы эстетические моменты стали значимыми для всей системы экологических взаимоотношений. Гармония - категория эстетическая, и как "нет ничего прекрасного без гармонии" Платон, так и нет гармонии без прекрасного. Вот почему гармонизация означает внедрение в отношения человека и природы эстетического начала - и прежде всего в технику, которая составляет сейчас существенную компоненту экологических отношений.

Культура будущего - совместное коллективное творчество, со-творчество различных ее отраслей - единых и гармоничных как природа. Целостность общества в плане преодоления социальных антагонизмов и движения к реальному социальному равенству не должна пониматься таким образом, что все люди достигнут одинакового положения. Экологическое отчуждение есть отражение отчуждения социального. Кризис во взаимоотношениях человека с природой есть отражение кризиса в отношениях человека с человеком. Ныне природа стала разменной монетой в жестокой борьбе компаний и государств за источники сырья и пространство для захоронения отходов, что ведет к нестабильности в мире. Общественная система, как и экосистема, должна для своей устойчивости стремиться к максимальному разнообразию, которое должно быть скоординировано. Критерием должна служить степень целостности, интегративного разнообразия и гармоничности.

Можно выделить три важных аспекта гармонизации взаимоотношений природы и общества: 1) гармония познания окружающего мира; 2) гармония создания внешней среды обитания человека, его Дома в широком смысле слова; 3) гармония внутренней среды человека, его тела, души и духа, ответственная за его физическое, душевное и духовное здоровье. В соответствии с этим разрешение противоречий между человеком и природой возможно на путях гармонизации взаимоотношений человека и природы в трех сферах: преобразовательной, познавательной и этико-эстетической.

Регулярность явлений, их упорядоченность - характерные особенности мира. Эти закономерности пытались обобщить еще пифагорейцы, заложившие основы музыкальной гармонии и создавшие концепцию гармонии небесных сфер. Интерес к данному направлению исследований стойко сохранялся на протяжении всей последующей истории человеческой культуры и в наше время находит свое продолжение в попытках сформулировать законы структурной гармонии.

В плане гармонизации важнейшим аргументом выступает учение Вернадского о биосфере, то удивительное соответствие живого со средой, которое он выявил. В какой степени искомая гармония выразима математически (т. е. насколько можно "поверить алгеброй гармонию") остается проблематичным, хотя в этом направлении достигнуты интересные результаты.

Связь между гармонией, творчеством и любовью показал еще  Платон который писал, что "гармония - это созвучие, а созвучие - это своего рода согласие, а из начал различных, покуда они различны между собой, согласия не получается. И опять-таки, раздваивающееся и несогласное нельзя привести в гармонию, что видно и на примере ритма, который создается согласованием расходящихся сначала замедлений и ускорений. А согласие во все это вносит музыкальное искусство, которое устанавливает, как и искусство врачебное, любовь и единодушие... Впрочем, в самом строении гармонии и ритма нетрудно заметить любовное начало, и любовь здесь не двойственна." Платон