Концепции современного естествознания

Природные ритмы и человечество.

Ритмы жизни 

Природные ритмы и человечество.

Первым, кто еще в 1924 году попытался связать жизнь людей и ход истории с солнцедеятельностью, был А. Л. Чижевский Природные ритмы проявляются в биосфере, но они должны отражаться и на жизни отдельных людей, и на жизни народов, и на жизни человечества в целом.
Вместе с тем законы, управляющие жизнью людей и жизнью человеческого общества, несомненно, сложнее законов природы. Поэтому связь природных ритмов и ритмов общества не может быть однозначной. Жизнь людей создает предпосылки изменений и конфликтов. Ритмы природы выступают в роли спускового механизма. Например, в ходе общественного развития увеличивается социальное неравенство - назревает революция. Этот процесс непосредственно с природными ритмами не связан. А вот момент, когда должны разрешиться противоречия, т. е. произойти революционный взрыв, обусловлен природными ритмами, меняющими общий фон возбудимости отдельных людей и человеческого общества в целом.
Принципиально новая концепция исторического процесса, выдвинутая Л.Н. Гумилевымимеет в своей основе этническую историю. Под этносом он понимает "естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам...". Возникновение этноса связано с появлением так называемых пассионариев, т. е. особей, пассинарный (страстный) импульс поведения которых превышает инстинкт самосохранения. Или по-иному: пассионарность - способность к целенаправленным сверхнапряжениям. Появляются пассионарии в результате пассионарных толчков или взрывов этногенеза. Пассионарный толчок Л.Н. Гумилев понимает как микромутацию, обусловливающую возникновение пассионарного признака в популяции, приводящую к образованию новых этнических систем в тех или иных местах. Пассионарный толчок не связан с наземными природными и социальными условиями и может быть только внепланетным.
Причины пассионарных толчков не выяснены. По мнению Л.Н. Гумелева, "когда рассматриваешь ареалы пассионарных толчков, то создается впечатление, будто Земной шар исполосован лучом...". С XVIII века до нашей эры по XIII век нашей эры, т. е. более чем за 3 тысячи лет, им выделены 9 эпох взрывных процессов в этногенезе, или пассионарных толчков. Поскольку в переломные моменты внепланетных ритмов скачкообразно меняются направление или темп природных процессов, по-видимому, именно с такими моментами и связаны пассионарные толчки. В данном случае проявляется 1850-летний ритм. Из 9 пассионарных толчков пять совпадают с переломными моментами ритма, два показали отклонение и еще два не нашли аналогов.
В настоящее время ряд крупных исторических событий объясняется исследователями в рамках теории этногенеза. В соответствии с этой теорией, развитие этноса в большей степени предопределено внутренними причинами, его саморазвитием. Ключевой переменной, характеризующей стадию развития этноса, является уровень его пассионарности. Эта величина определяется числом людей, которые способны в ущерб собственному благополучию или безопасности менять ценности, стандарты поведения, отношения, создавать новое. "При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории", - пишет Л.Н. ГумилевВ ходе развития меняются императивы развития этноса, начиная от стремления к переустройству, проходя через поиск удачи, стремление к идеалу знания и красоты и далее к идеалу победы. Типичная зависимость пассионарности этноса от времени, была выявлена Л.Н. Гумилевым
В этой самосогласованной и убедительной концепции, подтвержденной многочисленными историческими изысканиями, наиболее уязвимым моментом является начальная стадия возникновения этноса, так называемый пассионарный толчок. Сам автор концепции связывал его с некими "мутациями" либо с неизвестными космофизическими факторами.

i - индекс уровня пассионарного напряжения системы, соответствующего определенному императиву поведения; i = -2, -1, ..., 6; при i = 0 уровень пассионарного напряжения системы соответствует гомеостазу;
k - количество субэтносов, составляющих систему на определенном уровне пассионарного напряжения; k = n + 1, n + 2, ..., n + 21, где n - первоначальное количество субэтносов в системе.
Примечание:
Данная кривая - обобщение сорока индивидуальных кривых этногенеза, построенных для различных этносов. Пунктиром обозначено падение пассионарности ниже уровня гомеостаза, наступающее вследствии этнического смещения (внешней агрессии).

На рисунке показан один из вариантов классификации людей по психологическим типам на основе двух обобщенных параметров, которые Л.Н. Гумилева назвал "пассионарность" и "аттрактность". Сам термин "пассионарность" происходит от немецкого слова "пассион" - страсти. Кстати, так назывались музыкальные произведения на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и казни Иисуса. Под таким обобщенным понятием можно понимать и генетическую компоненту личности, определяющую характер людей. "Аттрактность" происходит от латинского слова и означает "Притягивать к себе".