Концепции современного естествознания

Некоторые гуманитарные приложения синергетики

Некоторые гуманитарные приложения синергетики.

Система научных структур, где факты и законы связаны между собой определенными соотношениями и взаимно обуславливают друг друга, в единстве называется  парадигмой. С точки зрения теории открытых систем парадигма - устойчивое состояние текущего равновесия в науке. В процессе познания наступает такой период, когда старая парадигма утрачивает способность ассимилировать накопившийся эмпирический материал. Переход к новой парадигме не может быть осуществлен как достройка и обогащение старой. Необходимо переосмысление основ теории, изменение методологических предпосылок, стиля научного мышления и научной картины мира. Такая смена парадигмы получила название научной революции. Можно выделить последовательные стадии развития науки.

      1. Классическая стадия, где объектом познания является мегамир и макромир. От опыта требовалось переходить к теории, обобщающей этот опыт. Изучались отношения между разнородными познавательными формами (факт и закон, опытные данные и теория), соотношения эмпирического и теоретического уровней знания.

      2. Неклассическая стадия была связана с проникновением в микромир, изменением статуса опыта, наглядности. Потребовала от ученых размышлений над природой познавательных форм, например, теории. Наука обратила взоры к внутренним закономерностям развития знания, субъкт-объектным отношениям в процессе исследования.

      3. Постнеклассическая наука связана с изучением сложных развивающихся объектов и их систем. Она подводит к необходимости выявления глобальных закономерностей и проблем выживания человечества. Современная наука ставит перед методологией проблемы исследования оснований и предпосылок научного знания, создания универсальных моделей познавательного процесса и роли личности исследователя в этом процессе.

Наука как открытая система должна постоянно "подпитываться" новыми проблемами. Непознанное сегодня является единственным источником возможного уже завтра знания. Систематизирование того, что мы пока не знаем, гораздо перспективнее для познания окружающего нас мира и самого себя, чем систематизация того, что мы знаем в настоящее время.

В 1880 г. на заседании Берлинской Академии наук с речью "Семь мировых загадок" выступил крупный немецкий физиолог Эмиль Дюбуа-Реймон. Его выступление было "программной речью" на новый XX век. Используя все последние научные достижения, все "безумные" открытия, ломающие старые логические построения, он сформулировал семь труднейших проблем познания, "семь мировых загадок": 1) сущность материи и силы (энергии); 2) происхождение движения; 3) возникновение жизни; 4) целесообразность в природе; 5) возникновение простейших ощущений и сознания; 6) разумное мышление и происхождение тесно связанного с ним языка; 7) вопрос о свободе воли.

Синергетика, имея первоначально естественнонаучную основу, все более гуманитаризируется, обретая черты социосинергетики или гомосинергетики, применяемой к человеческой культуре, к пониманию феномена человека во всех его разнообразных проявлениях. Предмет синергетики включает проблемы художественного и научного творчества, познания, здоровья, образования, коммуникации, встраивания человека в социум. Ныне синергетика прилагается и применяется к пониманию самых разных явлений природы и мира человека.

Синергетическая парадигма влечет за собой, как показывают Г.Хакен , И.Пригожин, И. Стенгерс, новую форму диалога человека с природой, с самим собой и с другими людьми.

Синергетичекий подход к образованию (синергетика образования) может быть охарактеризован как гештальтообразование. Процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего - не перекладывание информации (знаний), не вещание, просвещение и преподнесение готовых истин, а нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи. Пробуждение сил и способностей обучаемого инициирует его на выбор одного из собственных путей развития. Гештальтообразование - это пробуждающее образование.

Информация может быть выражена в числовой и образной формах. Для обработки данных используют компьютер. Термин "данные", казалось бы, означает числа, а не рисунки, однако рисунки - это в сущности другой способ описать реальные события (факты). Кроме того, рисунки можно закодировать числами, а затем обработать с помощью компьютера. Графические изображения, созданные компьютером, называют компьютерной графикой. Значение этого (когда-то побочного) способа использования компьютеров чрезвычайно возросло в последнее время. Вначале никто не думал развивать как искусство компьютерную графику, возникшую в результате чисто практических, научных, технологических и коммерческих исследований. Понимание того, что рисунки значительно удобнее для восприятия, чем длинные перечни чисел, привело к тому, что во всех этих областях числа постепенно вытеснялись гистограммами (столбчатыми диаграммами), криволинейными графиками и т. п.

Этот процесс и привел к появлению и развитию компьютерной графики.Замена слов рисунками - это переход не только к новой системе кодирования информации, но и к новым методам описания окружающего нас мира. Наша неспособность мыслить категориями сетей в немалой степени связана с тем, что мы привязаны к описательной системе языка слов.

Наше ощущение прекрасного возникает под влиянием гармонии порядка и беспорядка в объектах природы - тучах, деревьях, горных грядах или кристалликах снега. Их очертания - это динамические процессы, застывшие в физических формах; определенное чередование порядка и беспорядка характерно для них.

                                                             

 

                      

Производимое эстетическое впечатление и вызываемое новизной удивление - вот что роднит произведения искусства с образами форм, создаваемыми природой. Искусство предполагает общение между художником и зрителями. В идеальном случае - это замкнутый цикл в открытой системе; художник представляет зрителям свою работу, вызывает их реакцию и использует ее как обратную связь, учитывая, с целью быть лучше понятым, отклик зрителей в своей дальнейшей работе.

Красочные изображения фракталов, получаемые с помощью компьютерной техники, можно рассматривать как произведения искусства, которые отображают движения, т. е. изменения со временем, некоторых математических величин, которым могут соответствовать определенные физические (экспериментально измеримые) величины. Эти изменения происходят в соответствии с простыми и ясными правилами, похожими на законы природы. Тонкая структура этих узоров выражает тот факт, что мельчайшие отклонения в начале движения могут привести через определенное время к гигантским различиям. Другими словами, самые незначительные причины вызывают через некоторое время огромные последствия. Конечно же, такое иногда встречается и в нашей повседневной жизни, а исследования динамических систем показали, что для природных процессов типичное явление.

         

                                            

 

 Выводы.

По мнению большинства отечественных ученых-науковедов, будущая наука будет обладать следующими чертами. Она должна осознать свое место в общей системе человеческой культуры и мировоззрения. Все, что создано человеком, является частью его культуры, важно и нужно для человека, выполняет свои задачи и имеет границы применимости, которые должно осознавать и не переходить. Постнеклассической науке необходимо осознать пределы своей эффективности и плодотворности, признать равноправие таких сфер человеческой деятельности и культуры, как религия, философия, искусство, признать возможность и результативность нерациональных способов освоения действительности. Современная наука все больше интересуется образом самой себя, как  социокультурной реальности, включает в свой предмет человека, допуская элементы субъективности в объективно истинном знании. В этом проявляется тенденция гуманизации науки. Полученный наукой образ Мира не является застывшим, окончательным, он ориентирован на непрерывное обновление, открыт инновациям. Сегодня знание - предпосылка производства и воспроизводства человека как субъекта исторического процесса, как личности, как индивидуальности.

Современная эволюционно-синергетическая парадигма, опирающаяся на физико-математические методы синергетики, претендует на роль единого метаязыка человеческой культуры нашего времени. От бытия к становлению - суть этой парадигмы, где акцент переносится с изучения инвариантов системы, положений равновесия на рассмотрение состояний неустойчивости, механизмов возникновения и перестройки структур, давая возможность универсальным образом описывать явления самоорганизации.

Синергетический подход к человеку - это и новый подход к его здоровью, индивидуальному и коллективному (социотерапия). Применение синергетики в эстетике дает ответ на вопрос: почему все, что производит промышленность, вообще весь технический мир, кажется столь неестественным, хотя и является продуктом естественных наук?

Контрольные вопросы.

1. Назовите стадии развития науки.

2. Что такое научная революция?

3. Что такое "парадигма"?

4. Назовите гуманитарные приложения синергетики.

5. В каких областях культуры применим синергетический подход?

6. Как применяется синергетика в образовании?

7. Назовите общие черты, характерные для естественных наук и эстетики.

8. Что общего в произведениях искусства и изображениях, создаваемых наукой?