Концепции современного естествознания

Основные положения энергоинформационной концепции естествознания

Ничто не может быть сильнее идей, время которых пришло.В. Гюго

 

Новая научная истина побеждает не тем, что убеждает своих оппонентов и заставляет их видеть свет, а скорее тем, что ее оппоненты со временем умирают и вырастает новое поколение, которое знакомо с ней.М. Планк инергетика пытается объяснить стремление среды к самоорганизации через свойства ее элементов. Подобное желание возникало у многих естествоиспытателей, чувствующих скрытую тавтологию формулы "кауза суи" - "причины себя", подразумеваемой в качестве объяснения движущей силы структурирования материи. Так Анаксагор считал, что повсюду рассеяны невидимые "зародыши жизни", а Птолемей, утверждал, что от небес распространяется некая сила, охватывающая все предметы Земли. Мысль о созидающей деятельности Вселенной высказывалась многими учеными. "Последний управитель, возможно, - вся Вселенная, вся ее бесконечность. Она и составляет некое божество, в руках которого мы не всегда находились и будем находиться", - писал К.Э.Циолковский.  И. Пригожин и И. Стенгерс отмечают: "Существует и еще одна вполне очевидная проблема: поскольку окружающий нас мир никем не построен, перед нами возникает необходимость дать такое описание его мельчайших "кирпичиков", которые объяснило бы процесс самосборки".

По-видимому, следует говорить о сочетании обеих причин: конструирующее воздействие Универсума (разумной Вселенной) накладывается на элементы, способные существовать в системе, обладающей свойством самоорганизации. Универсум самоорганизует, упорядочивает косную материю, создавая галактики, звезды и планетные системы, формируя биосферу. "Способность вносить информацию в косную материю составляет суть всякого созидания", - считал Жером Лежен.

Возникает вопрос о механизмах воздействия Универсума, приводящих к организации материи, которые могут быть описаны на основе представлений о физическом вакууме.