Концепции современного естествознания

Заключение

Заключение

Излагая свое видение курса "Концепции современного естествознания", авторы основывались на следующих положениях.

Человечество идет к глубокому революционному изменению сознания и мышления. Об этом свидетельствует анализ нынешнего состояния науки с позиций общих закономерностей научного познания. Научные знания, на которых основывается современное естествознание, - это знания, ставшие достоянием человечества за всю его историю.

Научные знания на Земле стремительно увеличиваются. За время создания курса появилось много новых научных данных. При таких темпах невозможно принять во внимание все, что было открыто.  Экспоненциальный рост научной информации приводит к тому, что ее либо не хватает, либо бывает слишком много. Таков парадокс информатизации. Как следствие, уверенность в качестве принимаемых научных решений с каждым днем все уменьшается.

Человечеству предрекают скорую гибель из-за бесконтрольного развития трех технологий - генной инженерии, робототехники и нанотехнологии. Для того чтобы худшие ожидания оправдались, нужно научить наномашины самовоспроизводству. В настоящее время в Физико-техническом институте РАН проводятся работы по созданию квантового компьютера, в котором количество бит информации, сравнимое с количеством атомов во Вселенной, будет храниться в цепочке всего из 1000 атомов. НАСА и Национальный институт рака (США) осуществляют совместный проект по созданию так называемых дендримеров - микроскопических сенсоров диаметром в 2 микрона, которые будут блуждать по организму, находить и лечить клетки, пораженные раком. Физики всерьез размышляют о существовании пятой фундаментальной силы природы, которая призвана дополнить традиционный квартет известных взаимодействий.

В ЦЕРНе (Европейский Центр Ядерных Исследований, Женеве проведен эксперимент с воссозданием в лабораторных условиях Большого Взрыва.  Физики воспроизвели "первичную форму материи" - кварк-глюонную плазму, которая существовала в то время, когда возраст Вселенной измерялся микросекундами. Это новое состояние вещества, в которое оно переходит при температурах 2-3 триллиона градусов.

С точки зрения экологического императива человек превратился в паразита земной биосферы. Если в процессе эволюции вид, паразитирующий на среде своего обитания, не сумеет к ней адаптироваться, то их обоих в конечном счете ждет гибель.  Считая, что способ жизни, которым мы живем, является единственно возможным, а также что от нас с вами ничего уже не зависит, можно полагать, что гибель цивилизации неизбежна. Необходимо показать человечеству его истинное положение, которое находится на грани катастрофического. Познание природы призвано сделать человека могущественным и счастливым. В настоящее время для человечества наиважнейшими являются проблемы выживания, поиска других форм жизни, выработка альтернативных ценностей. Это ведет к формированию новой картины действительности, где место науки будет совсем другое, поскольку самоосознание науки не соответствует реальностям ее действий. Естествознание работает в рамках сложившейся прагматичной научно-инженерной картины мира, в рамках технократического дискурса, когда любая проблема решается техническим или научным путем. Это создает порочный замкнутый круг. Наука не может быть панацеей или всеобщим эквивалентом.

Методы исследования, применяемые в естествознании, имеют статус общенаучных. Универсальный эволюционизм, системный подход, синергетика, физикализм, антропный принцип используются в гуманитарных, социальных и экономических науках. Студент должен научиться обосновывать свою мировоззренческую позицию, основанную на современном естествознании, быть способным исполнять функцию просвещения, то есть нести объективные научные знания, с другой стороны, понимать незавершенность, открытость современной науки. Догматическое мышление, идеологизированная наука, с одной стороны, и паранаука, суеверия и мистицизм - с другой, несовместимы с научным мировоззрением. Необходимость перестройки науки связана с тем, что мир меняется, в том числе и под воздействием современной науки. Биосфера Земли находится в сильнонеравновесном состоянии, из которых системы выходят скачком. На подходе к точке биффуркации человечество осознает, что кризисное его состояние связано с кризисом мировоззрения, прагматическим отношением к науке. В ситуации перехода посредством скачка человечество держит экзамен на разумность. От результата зависит будущее человечества, будет ли оно вообще. Курс призван помочь студентам осознать свою сопричастность к делам всего человечества и своей роли в его судьбе.

Авторам созвучны слова академика Н.Н. Моисеева:

"Так вот: возможности этой цивилизации ныне исчерпаны ... Мы стоим на пороге вселенской катастрофы, и я не вполне уверен, что мы сможем ее избежать ...Человеческое общество не сумело - да еще толком и не пыталось - привить себе понимание пределов роста, конечности ресурсов ... Настало время для очередной смены цивилизаций, необходима качественная перестройка процесса антропогенеза, то есть поиск нового места человека в природе. Человечество должно войти в некое квазиравновесие с природой, которое даст им возможность сосуществовать. Фундаментальная наука должна честно заявить об этой задаче и искать ее решение. И дело это уже сегодняшнее, срочное, не терпящее никаких отлагательств.Человечеству жизненно необходимо ограничение рождаемости. Нужно мощное развитие биотехнологий. Нельзя, как сегодня, тратить на производство одной пищевой калории десять калорий энергетических. Нужна капитальная перестройка экономической науки, центральным ее элементом вместо прибыли должны стать ресурсы. Приоритетное развитие экологической науки и образования должно дополняться ценностной переориентацией общества. Человек не перестал быть существом разумным и одушевленным, нужно постоянно напоминать ему об этом и открывать новые возможности для познания и творчества.  Залог благополучия человечества - в его скорейшей и решительной интеллектуализации. Будет очень жаль, если Россия потеряет темп на этом пути."

Россия имеет уникальный  потенциал природных богатств, огромный генетический, географический, экологический и интеллектуальный потенциалы. Последний представляет собой  сумму всех открытий,  изобретений и научных заделов, имеющихся сейчас в России, которые необходимо реализовать.

Надеемся, что наш авторский курс, конечно, не лишенный недостатков, будет в некоторой степени способствовать дальнейшему интеллектуальному развитию обучающихся.

Хочется отметить понимание и доброжелательное отношение к нашей работе со стороны сотрудников кафедры теоретической физики и ее заведующего Анатолия Юльевича Захарова, директора Северного филиала  центра содействия и развития НТП в высшей школе Виктора Васильевича Сокола, руководства Новгородского государственного университета.

Считаем своим приятным долгом поблагодарить коллектив, принявший участие в технической работе по созданию учебника, а именно: Ветошину Ингу Валерьевну, Зорину Ольгу Юрьевну, Шадрину Татьяну Олеговну.

Авторы будут благодарны за пожелания и замечания по усовершенствованию их труда.