ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ СМК НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДЕКА», Суркова Вика
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ СМК НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДЕКА»
В. М. Суркова
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (Северный филиал)
Кафедра «Менеджмент качества»
(г. Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41)
Создание эффективной системы управления на основе требований стандарта ISO 9001:2000 требует решения задач, связанных с определением результативности процессов.
Согласно стандартам ISO серии 9000, измерение результативности действующей СМК является одним из основных инструментов совершенствования деятельности организации в области качества. Требования изложены в пп. 5.6.1 и 8.2.3 стандарта ISO 9001:2000. Однако методы определения результативности СМК в данных стандартах не регламентируются, поэтому каждое предприятие сталкивается с проблемой выбора своего механизма. Сложность проблемы анализа и оценки результативности процессов также связана с их многоаспектностью и многоуровневостью.
В этой работе представлена методика оценки результативности функционирования процессов СМК, основанная на критериальном подходе и интегральной оценки полученных результатов по квалиметрической шкале значимости на примере ОАО «Дека».
Согласно ISO 9000:2000 результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Максимальная результативность составляет 100 %. Превышение этого предела говорит о неверно выбранной запланированной деятельности организации.
Для результативного функционирования любая организация должна определять и управлять многочисленными взаимосвязанными процессами. Процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы под управлением с использованием некоторых ресурсов. Нередко в организациях выходы одних процессов служат входами других. Поэтому первым пунктом алгоритма определения результативности является идентификация процессов, необходимых для СМК и установление между ними последовательности и взаимодействия. Все процессы СМК можно подразделить на процессы управления, основные и вспомогательные процессы.
Вторым этапом является определение целей по каждому процессу. Рассмотрим на примере процесса закупок СиМ: целью будет обеспечение производственной деятельности сырьем и вспомогательными материалами, соответствующими установленным требованиям.
Модель процесса закупок представлена на рисунке 1.
Закупки сырья и материалов ОАО «Дека» |
В Х О Д Ы
|
В Ы Х О Д Ы
|
Управление |
РЕСУРСЫ |
Внутреннее управление: Политика в области качества ; Список поставщиков; Документированная процедура «Закупки сырья и материалов»; Бюджет
|
Внешнее управление:
ИСО 9001:2000 п. 7.4; Законы; Стандарты; Финансы |
ПОСТАВЩИКИ |
ПОТРЕБИТЕЛИ |
Программа производства |
Партии СиМ |
Соповод. док-ты: Счет-фактура; ТТН; Контракт |
Отдел закупок зак-ка |
Склад пост-ка |
Бухгалтерия пост-ка |
Заявка на СиМ |
Сырье и вспомогат. мат-лы |
Док-ты: Акт приемки; Приходная накладная; Оплач. контракт |
Отдел продаж пост-ка |
Склад зак-ка |
Бухгалтерия зак-ка |
Материальные ресурсы: Офисные помещения; Орг.техника; Расходные материалы; Заработная плата |
Человеческие ресурсы: Менеджеры по закупкам, продажам; Бухгалтеры
Владелец: мен.-р по продажам; Ответственный: нач-к отдела продаж |
Рисунок 1 - Модель процесса закупок СиМ на ОАО «Дека»
Затем для каждого процесса определяются показатели. Для процесса закупок СиМ это:
· поставка основного (вспомогательного) материала в срок;
· поставка основного (вспомогательного) материала в соответствие с объемом;
· поставка основного (вспомогательного) материала соответствующего качества.
Для расчета показателей результативности процесса необходимо определится с весомостью данных показателей результативности, а также степенью соответствия показателей установленным требованиям. Коэффициенты весомости ( ) могут определяться экспертным методом, в роли экспертов чаще выступают руководители структурных подразделений, а также представители высшего руководства. Степень соответствия показателей ( ) может быть рассчитана следующим образом:
(1)
, где - количество запланированных закупок;
- количество закупок, выполненное позже запланированного срока или несоответствующего качества либо в неполном объеме.
Результативность всего процесса ( ) рассчитывается так:
(2)
, где n – число показателей.
В итоге, результативность процесса закупок СиМ на ОАО «Дека» оказалась равной примерно 80 %.
В заключении проводится оценка результативности процесса по разработанной квалиметрической шкале.
SHAPE
0% 30% 60% 90% 100% |
Таблица 1 – Значения квалиметрической шкалы
0 – 30% | Процесс не результативен. Цели и задачи не были достигнуты. Необходимо принятие корректирующих действий для устранения несоответствий. |
30 – 60% | Низкий уровень результативности процесса. |
60 – 90% | Средний уровень результативности. Цели и задачи были частично достигнуты. |
90 – 100% | процесс результативен – цели и задачи близки к достижению. Необходимо проведение мероприятий по предупреждению несоответствий. |
Процесс закупок имеет достаточно высокий уровень результативности, однако требует проведения мероприятий по корректировке и предупреждению возникших несоответствий.
Для автоматизации определения результативности процессов СМК можно использовать программный продукт TRIM-Quality Managment System (QMS). Этот пакет предназначен для автоматизации управления процессами и документирования при разработке, внедрении и ведении СМК. Один из модулей,TRIM-Q2M – «Управление качеством», которые включает TRIM-QMS, имеет возможность систематизации и анализа данных о результативности процессов, определения ключевых показателей результативности - KPI (Key Performance Indicators) с целью улучшения процессов.
- Войдите на сайт для отправки комментариев