России требуются специалисты в области инноватики

России требуются специалисты в области инноватики

Н.И.Лапин, Государственный университет – Высшая школа экономики


ИННОВАЦИОННЫЙ ВЫЗОВ

Инновации, или нововведения, — один из важнейших факторов развития современного мира. В нашу эпоху динамичных структурных изменений успехи отдельных людей и организаций, целых народов и обществ в большой мере зависят от их способности создавать, воспринимать и использовать разного рода нововведения: продуктные и технологические, социальные и культурные.
….
Отступает, уходит в прошлое тяжелейший системный кризис, который переживала Россия с середины 1980-х до конца 1990-х годов. Сотни, тысячи частных, государственных и смешанных фирм, предприятий, корпораций входят или вошли в фазу стабилизации, обретают зрелость. Это благоприятные, но отнюдь не однозначные по своим последствиям трансформации. За ними маячат новые опасности: ранняя бюрократизация и старение новых деловых организаций.
Чтобы продлить свою молодость и зрелость, в наше время у деловых организаций нет другого способа, кроме постоянного обновления. А для этого необходимы разработка и реализация стратегии инновационного развития. Сознаем мы это или нет, потребность в инноватике как новой области знания становится жизненной для деловых людей - предпринимателей и менеджеров; она необходима и для служащих федеральных и территориальных органов управления развитием экономики. Не будет преувеличением сказать: эта область знания приобретает в современной России миссионерский характер.
.......
ИННОВАТИКА – СТЕРЖЕНЬ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В России имеются как значительные ресурсы и возможности, так и серьезные ограничители инновационного развития. Одним из таких ограничителей является отсутствие в большинстве вузов направления (специальности) «Управление инновациями», равно как и учебных дисциплин в области инноваций для студентов, получающих образование в области экономики, техники, технологии и различных областях науки. Между тем в странах с экономикой, развивающейся по инновационному типу, готовятся тысячи таких специалистов. Более того, у нас широко распространена безграмотность в области инноватики - это относится не столько к исполнителям, сколько к руководителям многих уровней управленческой иерархии. При этом у нас имеются возможности массового обучения инновациям — как теоретического, так и практического. Все зависит от понимания актуальности данной проблемы руководителями сферы образования, от их воли быстро и твердо встать на путь ее решения, не ограничиваясь локальными ее вкраплениями в отдельные технические специальности.
Это довольно ясный путь: инновационная направленность должна стать в нашей стране стержнем всех форм базового и дополнительного образования, трансформировать его в непрерывное инновационное образование специали¬стов, т.е. людей, уже имеющих высшее профессиональное образование.
…………
Мы видим, что инноватика — наука о производстве и распространении практических новшеств - может и должна вносить растущий вклад как в базовое, так и в дополнительное образование, в становление общества, которое действительно основано на инновационных знаниях и навыках большинства занятого населения.