Инновационные технологии в образовании

На современном этапе развития отечественного школьного образования проблема подготовки учеников, которые бы хорошо владели компьютерными технологиями, имеет особое значение в связи с высокими темпами развития научной и технической мысли.

Современное общество нуждается в людях, умеющих быстро ориентироваться в изменчивой обстановке, умеющих самостоятельно мыслить и способных быть полностью свободными от разнообразных стереотипов. Применение данных технологий в процессе обучения можно еще и объяснить тем фактом, что с каждым годом все более актуальной становится проблема поиска средств и путей активизации познавательного интереса у учеников, развития их творческих способностей, а также стимуляции их интеллектуального развития. Главной особенностью учебного процесса, в котором применяются компьютерные технологии состоит в том, что главным центром деятельности становится непосредственно сам ученик, который, ориентируясь на свои индивидуальные особенности и потребности, выстраивает для себя процесс познания в рамках программы, будь то подготовка к ГИА по истории или же занятия по изучению иностранного языка. В то же время, обучение на компьютере способствует установлению особых отношений между учеником и преподавателем: очень часто учитель выступает в роли помощника–консультанта, который поощряет активность, стимулирует проявление инициативы и самостоятельности со стороны ученика.

В системе обучения, в которой интегрированы компьютерные технологии различают два основных типа деятельности: учебный и обучающий. Первый характеризуется непосредственным взаимодействием ученика с компьютером. Компьютер сам выбирает то задание, которое будет предъявляться ученику, будет оказывать необходимую помощь и оценивать правильность ответов. Такое обучение зачастую протекает без участия учителя. Второй типа характеризуется тем, что основное взаимодействие с компьютером происходит не у ученика, а у педагога. Компьютер становится непосредственным помощником преподавателя в процессе обучения: выдает результаты контрольных заданий, выполненных учеником, анализирует допущенные ошибки и потраченное на выполнение время. Преимущество состоит в том, что данные каждого ученика накапливаются и это дает возможность учителю оценить прогресс ученика во временной перспективе. Кроме того, специализированные образовательные программы могут помогать педагогу рекомендациями относительно целесообразности применения того или иного обучающего воздействия к определенным ученикам. Зачастую данный тип компьютерного обучения применяется тогда, когда нет возможности снабдить каждого из учащихся персональным компьютером.