Проблема адаптации студентов первокурсников

В настоящее время существует проблема адаптации студентов, поступивших на первый курс.

В ходе изучения предыдущих работ, было выявлено, что существующие структуры, занимающиеся адаптациями, не эффективны и не в полной мере решают данную проблему. Стрессовое состояние испытывают и новорождённые дети, появляясь на свет, и сельскохозяйственные животные. Этот процесс происходит повсеместно.

На основание проведённого авторами проекта [зооинженерный факультет МСХА им. К.А.Тимирязева] исследования депрессивного состояния 25% студентов первых, вторых курсов имеют показатели, приближенные к критическому пределу нормативных значений, либо превышающих этот предел. Это свидетельствует о необходимости поиска новых решений по оказанию социальной поддержки в приспособлении новичков, имеющих системный характер.

Ранее существующие решения проблемы адаптации первокурсников носили одноразовый характер. Первые инициативы встретили сопротивление со стороны администрации и не нашли дальнейшего продвижения, все мероприятия были свернуты, полученные результаты не были хорошо проанализированы и опубликованы. Предлагается системное решение проблемы, создается трехуровневая структура поддержки. В этой структуре основным принципом является принцип преемственности. В материале «Учебная социализация I, II курсов» были выявлены следующие цели социальной поддержки: улучшение успеваемости, создание слаженного коллектива, снижение конфликтных ситуаций, организация досугов, развитие личностных качеств, повышение социальной активности. Направленность проекта состояла в осуществлении ряда отдельных мероприятий без создания системы оказания социального сопровождения, поэтому результаты деятельности оказались разовыми и созданная деятельность не получила дальнейшего развития.

В рамках проекта «Создание технологий укрепления ментального здоровья учащейся молодежи» возникла идея создания комплексного решения проблемы вливания в коллектив вновь поступивших, учитывающая все аспекты и сферы их жизнедеятельности. Содержанием этого решения является создание трехуровневой структуры взаимодействия её участников.

Первый уровень системы представляют учащиеся первого курса, вовлеченные в новые виды жизнедеятельности, связанные со сменой их социального статуса и окружения. Особенностью является то, что они остаются недостаточно мотивированы на совместный поиск решений возникающих трудностей. Это приводит к тому, что их проблемы приобретают хронический характер.

Второй уровень представляют учащиеся второго курса, обучающиеся по специальности «Социальная работа», которые будут выявлять проблемы первого курса, планировать и проводить мероприятия, направленные на оказания социальной поддержки и помощи в решение проблем.

Третий уровень – это ребята третьего курса, обучающиеся по специальности «Социальная работа», которые являются экспертами, проводящими подготовку участников второго уровня и оказывающих им помощь в определении наиболее эффективных методов работы с новенькими.

Одной из составляющей данного проекта по адаптационной работе с новчиками, является то, что студентам второго курса выполняющих роль тьюторов, будет зачтена их деятельность, как учебно-ознакомительная практика, что послужит хорошей основой для обеспечения заинтересованности и преемственности среди второкурсников.