Ретроспектива дистанционных технологий обучения

Новые инновационные и информационные технологии в образовании последнее время тесно связаны с интерактивным дистанционным взаимодействием учеников и преподавателей. Они постепенно, но верно вытесняют устаревшие технологии и методики работы. Как телевиденье и кино в своё время вытеснили театр, так и современные методики вытесняют привычные лекции, семинары и лабораторные.В традиционных формах дистанционного обучения используются рассылаемые по почте методички и домашние задания, а результаты выполнения контрольных обучаемый отсылает обратно, преподавателю на проверку.

В современных формах заочного и дистанционного широко обучения используется потенциал электронной почты и интернета. В большинстве случаев работа с обучаемыми происходит по прежней форме – рассылке учебных материалов и заданий и получении обратно на проверку результатов работы.

Несмотря на простоту организации таких методов взаимодействия, существуют и традиционные в интернет элементы интерактивного взаимодействия с пользователями, базирующиеся на технологиях WWW – прежде всего, это форумы. Данная форма общения достаточно старая – она применялась ранее в протоколах news (наряду с ftp, http, telnet), а ещё раньше – в системах BBS, конференциях FidoNET и др.

Интернет-форум как средство общения широко используется во множестве общих и специализированных сайтов для общения пользователей. Максимальную популярность форумы получили в совершенно разных, но достаточно конкретизированных отраслях – информационные технологии, радиотехника, ремонт оборудования, строительство, медицина, кулинария, дети и т.д.

Последние несколько лет приобрели массовое распространение интерактивные системы, построенные на WEB-формах интернет-взаимодействия пользователей. Де-факто, основной тип таких систем называется LMS (Learning Management System, Система управления обучением). Наиболее популярной и известной LMS является открытая разработка MOODLE, использующая открытый код, популярные стандарты и форматы обмена и хранения учебных курсов – вроде SCORM. Системы LMS реализованы по принципу объединения статичного веб-сайта (содержащего материалы курсов) и динамических элементов (как правило, тесты). Также обычно существует что-то вроде форума для свободного общения обучаемых и преподавателей.
Однако последнее время происходит плавный переход к интерактивным видеоконференциям с возможностью обратной связи. Самым наглядным примером является возможность общения через Skype. И данной технологией, к слову, пользуется большое количество репетиторов. Однако для коллективного взаимодействия это не подходит.

Для достаточно больших групп пользователей (лекции, семинары, конференции) очень удобным является, к примеру, сервис iMind для организации интернет видеоконференций. Аналогов подобных сервисов существует множество, есть даже бесплатные и открытые решения. Однако преимущества и возможности их лучше всего посмотреть на указанном выше сервисе при помощи бесплатного тарифа для видеоконференции 3-х пользователей. Данные веб-сервисы, использующие лишь браузер являются наиболее перспективными для проведения массовых конференций, семинаров, лекций, презентаций. При этом порог вхождения для пользователей минимальный – в простейшем случае просто кликнуть на ссылку.