Интервью ректора РГУИТП Харина А.А. Российскому агентству международной информации "РИА Новости"

Раньше школьники мечтали стать космонавтами. А теперь - инноваторами и работать в "Сколково". В школах сейчас популярно  пособие "Живая инновация. Мышление XXI века". О том, есть ли запрос рынка на инновационных менеджеров и в чем отличия их подготовки от подготовки обычных менеджеров, в интервью РИА Новости рассказал ректор Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП) Александр Харин.

- Александр Александрович, несмотря на популярность слова "инновация", смысл его довольно размыт. Что понимать под этим?

- Согласен, что смысл размыт. Часто под инновационной подразумевают деятельность, связанную с внедрением новых технологий. Но это могут быть и организационные, и управленческие решения. Великий австрийский экономист Йозеф  Алоиз  Шумпетер под инновационной понимал деятельность, направленную на достижение конкурентоспособности. Людей, внедряющих инновации, Шумпетер называл предпринимателями. Хотя сам термин получил широкое распространение лет  15-20 назад с развитием  IT-индустрии, инновации и инноваторы были всегда. Изготовивший первый  каменный топор древний человек тоже был для своего времени инноватором. И с инновациями мы сталкиваемся постоянно. Вот в супермаркете дорогие товары размещены на верхних полках, а те, что подешевле, - внизу, где выбирать их не очень удобно. Кто-то в свое время придумал такое, обеспечив магазину большую прибыль, - и это было инновацией.

- А в чем отличия подготовки инновационных - и обычных менеджеров?

- Этот вопрос часто задают родители абитуриентов, когда пытаются понять, куда лучше поступать их ребенку. Объясняем так: обычного менеджера учат управлять организацией или людьми; изучаются при этом основы экономики, бизнеса, планирования, бухгалтерский учет и прочее. Выпускник факультета менеджмента может устроиться, например, в отдел продаж компании, стать начальником отдела или менеджером по управлению проектами. Менеджеров по инновациям учат не только тому, как управлять организацией или людьми, но и тому, что и как необходимо менять в работе организации, чтобы повысить ее конкурентоспособность, - как оптимизировать систему управления, создавать новые продукты, товары, как поменять систему сбыта и прочему. Вот сейчас бум стартапов в IT-сфере. Речь идет о создании новых продуктов, которые изобретают, как правило, инженеры, и продвижении их на рынок. Инженерам бывает довольно сложно договориться с менеджментом, привыкшим мыслить стандартно, - они не понимают, что такое вывести продукт на новый рынок. Будущих менеджеров по инновациям готовят именно к этому - они ориентированы на то, чтобы создавать и продвигать на рынке новые продукты.

- Должен ли менеджер по инновациям изучать технические, инженерные дисциплины?

- Основы этих дисциплин - да, но не так глубоко, как в технических вузах. Допустим, чтобы менеджеру по инновациям общаться с программистами - создателями IT-проектов,-  нужно знать базовые основы программирования. Это позволит понять, о каком программном продукте идет речь и как его лучше представить целевой аудитории.

- В каких компаниях и на каких позициях работают менеджеры по инновациям?

- Должности могут быть самые разные. Несколько лет назад я общался с гендиректором одного предприятия и попросил его взять студента-бакалавра на практику. А он говорит: "У нас нет такой должности в штатном расписании. Вот мастер в цех - нужен"...Многие студенты уже на третьем-четвертом курсах устраиваются на работу - кто-то, кстати, и мастером в цех может пойти. Идут работать на малые предприятия IT-направленности, в строительные компании, на производство. И их дипломные работы посвящены тому, чем они занимаются. Студенты получают обширные знания - начиная от продвижения продукции и организации продаж до защит объектов интеллектуальной собственности. Менеджер-инноватор может работать в любой компании - хоть в ресторанном бизнесе, хоть на промышленном предприятии. Если каких-то знаний им не хватает - доучиваются на рабочем месте. Они уже умеют работать с новой информацией и склонны к самообразованию.

- Инновационная активность российских предприятий невысока, есть ли в таких условиях спрос на инновационных менеджеров?

- Выпускники востребованы. Если обычных менеджеров вузы готовят давно, и часто можно услышать, что в стране их переизбыток, то инновационный менеджмент - сравнительно новое направление. Прием в государственные вузы составляет сейчас 970 человек (согласно выделяемым бюджетным местам в 2012 году), что явно недостаточно в масштабах страны. Что касается соответствующей активности предприятия, у бизнеса должна быть мотивация, чтобы внедрять нечто принципиально новое. Инновационным развитием страны нужно управлять. Создавать для него условия: вводить налоговые льготы и каникулы, освобождать некоторые предприятия от арендной платы и подобное.

Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

http://ria.ru/edu_analysis/20120418/629224823.html