Основы обеспечения качества
Модели управления организацией
Руководство по качеству должно включать:
- область применения системы менеджмента качества;
- политику и цели организации в области качества;
- структуру организации и организационную структуру системы менеджмента качества, включая распределение ответственности и полномочий;
- описание системы качества, включая ее основные элементы и положения, которые формируют ее часть;
- описание последовательности и взаимодействия процессов;
- структуру и распределение документации системы качества, включая документированные процедуры, рабочие инструкции и другие документы, их взаимосвязь или ссылки на них;
- практические меры по планированию, обеспечению, поддержанию и непрерывному улучшению системы менеджмента качества, включая внутренние и внешние аудиты.
Традиционная линейно-функциональная схема управления
Традиционная линейно-функциональная схема управления организациями предполагает безусловное выполнение структурными единицами организации, должностными лицами и работниками своих функций, которые отражены в уставах образовательных учреждений и должностных инструкциях персонала. Такая организация работы, имеет очевидные недостатки:- работники организации недостаточно ясно представляют, для кого они работают, и кто является потребителем их труда;
- не всегда ясно, в чем заключается результат деятельности организации, его структурных единиц, конкретных должностных лиц или работников по отношению к потребителям их «продукции» или услуг;
- в большинстве случаев отсутствует ясное представление работающих, как «продукция» или услуги «проходят» по организации, т. е. как протекает формирование результатов деятельности организации;
- персонал организации плохо представляет себе последовательность и взаимодействие основных рабочих процессов, взаимодействие структурных подразделений и собственное место и роль в этих процессах.
Путь к решению указанных проблем лежит в ориентации организации, его структурных подразделений и всех сотрудников на основные рабочие процессы организации.
Штатная или директивная модель:- cтруктурные подразделения и сотрудники выполняют свои функции, определенные положениями о подразделениях и должностными инструкциями;
- управление работой осуществляется посредством директив, спускаемых вниз по иерархической организационной структуре управления;
- владельцы конкретных процессов либо не определены, либо управляют своими процессами методами влияния и убеждения. У них очень мало формальных полномочий по управлению процессом и эти полномочия в любом случае должны реализовываться через внутренние директивы линейного функционального руководства.
- применяется в организациях, занятых целенаправленными изменениями своей системы управления;
- реализуется путем создания специальных подразделений или рабочих групп, работающих в течение некоторого времени для решения определенной задачи или реализации определенного проекта (см. п.3.4.3 ISO 9000:2000);
- руководитель проекта (процесса) наделяется необходимыми полномочиями и ресурсами, несет ответственность за бизнес-планирование, расходование выделенных средств и разработку концепции управления проектом – приоритеты, распределение задач и ответственность за их выполнение.
- создается с помощью совмещения линейно-функциональной и проектной структур управления;
- используется принцип двойного подчинения исполнителей: руководителю линейного (функционального) подразделения и владельцу процесса;
- функциональный руководитель и менеджер процесса совместно имеют полномочия по принятию решений;
- функциональный руководитель несет ответственность за выделение ресурсов и персонала своего подразделения при выполнении определенных работ, обеспечивающих процесс. Выделение этих ресурсов является одной из функциональных задач соответствующего подразделения;
- менеджер процесса, получая ресурсы для своего процесса от соответствующих функциональных подразделений, несет ответственность за сроки, качество и эффективность выполнения проекта.
- менеджеры процесса наделяются необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения своего процесса;
- менеджеры процесса могут обращаться в функциональные подразделения для получения соответствующих услуг и финансируя «места возникновения затрат процесса»;
- функциональные менеджеры должны оптимизировать работу своих функциональных подразделений в первую очередь по отношению к требованиям процесса;
- в данной ситуации происходит наиболее сильное переосмысление функций управления. Линейный руководитель рассматривает менеджера процесса как внутреннего заказчика, требования которого он должен выполнить за счет собственных ресурсов.
- модель управления организацией представляет собой сеть взаимосвязанных процессов управления, производства и обеспечения;
- функциональное руководство определяет менеджеров основных процессов и выделяет им необходимые ресурсы, при этом все ресурсы должны быть подчинены целям эффективности и результативности процессов;
- специализированные функциональные подразделения обеспечивают выполнение соответствующих услуг для менеджеров процессов как «команды специалистов» или компетентные центры, получая за это вознаграждение пропорционально качеству выполненных работ.
- обеспечивает прозрачность протекания процессов;
- каждый сотрудник понимает, какую роль он играет в общем процессе организации;
- позволяет понять, где и когда создаются конкретные продукты и услуги;
- систематизирует деятельность по улучшению;
- усиливает ориентацию работы на запросы и интересы потребителей.
Организация функционирования процессов | 4.1; 4.1,с,е,f; 8.2.3; 8.4,с |
Управление документами | 4.2.1; 4.2.3; 4.2.4 |
Исследование рынка | 5.2; 7.2.1,b,c,d; 7.2.2 |
Анализ контракта | 7.2.1,а; 7.2.2 |
Внутренний обмен информацией | 5.5.3 |
Анализ удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон | 6.1,b; 7.2.3; 8.2.1; 8.4,а |
Анализ СМК со стороны руководства | 5.6.1 |
- Войдите на сайт для отправки комментариев