Модели управления организацией

Руководство по качеству должно включать:
  • область применения системы менеджмента качества;
  • политику и цели организации в области качества;
  • структуру организации и организационную структуру системы менеджмента качества, включая распределение ответственности и полномочий;
  • описание системы качества, включая ее основные элементы и положения, которые формируют ее часть;
  • описание последовательности и взаимодействия процессов;
  • структуру и распределение документации системы качества, включая документированные процедуры, рабочие инструкции и другие документы, их взаимосвязь или ссылки на них;
  • практические меры по планированию, обеспечению, поддержанию и непрерывному улучшению системы менеджмента качества, включая внутренние и внешние аудиты.

Традиционная линейно-функциональная схема управления

   Традиционная линейно-функциональная схема управления организациями предполагает безусловное выполнение структурными единицами организации, должностными лицами и работниками своих функций, которые отражены в уставах образовательных учреждений и должностных инструкциях персонала.          Такая организация работы, имеет очевидные недостатки:
  • работники организации недостаточно ясно представляют, для кого они работают, и кто является потребителем их труда;
  • не всегда ясно, в чем заключается результат деятельности организации, его структурных единиц, конкретных должностных лиц или работников по отношению к потребителям их «продукции» или услуг;
  • в большинстве случаев отсутствует ясное представление работающих, как «продукция» или услуги «проходят» по организации, т. е. как протекает формирование результатов деятельности организации;
  • персонал организации плохо представляет себе последовательность и взаимодействие основных рабочих процессов, взаимодействие структурных подразделений и собственное место и роль в этих процессах.

         Путь к решению указанных проблем лежит в ориентации организации, его структурных подразделений и всех сотрудников на основные рабочие процессы организации.

 Штатная или директивная модель: 
  • cтруктурные подразделения и сотрудники выполняют свои функции, определенные положениями о подразделениях и должностными инструкциями;
 
  • управление работой осуществляется посредством директив, спускаемых вниз по иерархической организационной структуре управления;
 
  • владельцы конкретных процессов либо не определены, либо управляют своими процессами методами влияния и убеждения. У них очень мало формальных полномочий по управлению процессом и эти полномочия в любом случае должны реализовываться через внутренние директивы линейного функционального руководства.
 Проектная модель управления
  • применяется в организациях, занятых целенаправленными изменениями своей системы управления;
 
  • реализуется путем создания специальных подразделений или рабочих групп, работающих в течение некоторого времени для решения определенной задачи или реализации определенного проекта (см. п.3.4.3 ISO 9000:2000);
 
  • руководитель проекта (процесса) наделяется необходимыми полномочиями и ресурсами, несет ответственность за бизнес-планирование, расходование выделенных средств и разработку концепции управления проектом – приоритеты, распределение задач и ответственность за их выполнение.
 Матричная модель: 
  • создается с помощью совмещения линейно-функциональной и проектной структур управления;
 
  • используется принцип двойного подчинения исполнителей: руководителю линейного (функционального) подразделения и владельцу процесса;
 
  • функциональный руководитель и менеджер процесса совместно имеют полномочия по принятию решений;
 
  • функциональный руководитель несет ответственность за выделение ресурсов и персонала своего подразделения при выполнении определенных работ, обеспечивающих процесс. Выделение этих ресурсов является одной из функциональных задач соответствующего подразделения;
 
  • менеджер процесса, получая ресурсы для своего процесса от соответствующих функциональных подразделений, несет ответственность за сроки, качество и эффективность выполнения проекта.
  Сервисная модель: 
  • менеджеры процесса наделяются необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения своего процесса;
 
  • менеджеры процесса могут обращаться в функциональные подразделения для получения соответствующих услуг и финансируя «места возникновения затрат процесса»;
 
  • функциональные менеджеры должны оптимизировать работу своих функциональных подразделений в первую очередь по отношению к требованиям процесса;
 
  • в данной ситуации происходит наиболее сильное переосмысление функций управления. Линейный руководитель рассматривает менеджера процесса как внутреннего заказчика, требования которого он должен выполнить за счет  собственных ресурсов.
 Чистая  модель ориентации на процесс: 
  • модель управления организацией представляет собой сеть взаимосвязанных процессов управления, производства и обеспечения;
 
  • функциональное руководство определяет менеджеров основных процессов и выделяет им необходимые ресурсы, при этом все ресурсы должны быть подчинены целям эффективности и результативности процессов;
 
  • специализированные функциональные подразделения обеспечивают выполнение соответствующих услуг для менеджеров процессов как «команды специалистов» или компетентные центры, получая за это вознаграждение пропорционально качеству выполненных работ.
   Преимущества процессно-ориентированного  подхода 
  • обеспечивает прозрачность протекания процессов;
  • каждый сотрудник понимает, какую роль он играет в общем процессе организации;
  • позволяет понять, где и когда создаются конкретные продукты и услуги;
  • систематизирует деятельность по улучшению;
  • усиливает ориентацию работы на запросы и интересы потребителей.
       Процессы управления

 Организация функционирования процессов

4.1; 4.1,с,е,f; 8.2.3; 8.4,с
Управление документами4.2.1; 4.2.3; 4.2.4
Исследование рынка5.2; 7.2.1,b,c,d; 7.2.2
Анализ контракта7.2.1,а; 7.2.2
Внутренний обмен информацией5.5.3
Анализ удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон6.1,b; 7.2.3; 8.2.1; 8.4,а
Анализ СМК со стороны руководства5.6.1