Примеры

Пример иерархической системы классификации. Поставлена задача - создать иерархическую систему классификации для информационного объекта "Факультет", которая позволит классифицировать информацию обо всех студентах по следующим классификационным признакам: факультет, на котором он учится, возрастной состав студентов, пол студента, для женщин - наличие детей.

Система классификации представлена на рис. 1 и будет иметь следующие уровни:

0-й уровень. Информационный объект "Факультет";

1-й уровень. Выбирается классификационный признак - название факультета, что позволяет выделить несколько классов с разными названиями факультетов, в которых храниться информация обо всех студентах;

2-й уровень. Выбирается классификационный признак - возраст, который имеет три градации: до 20 лет, от 20 до 30 лет, свыше 30 лет. По каждому факультету выделяются три возрастных подкасса студентов.

3-й уровень. Выбирается классификационный признак - пол. Каждый подкласс 2-го уровня разбивается на две группы. Таким образом, информация о студентах каждого факультета в каждом возрастном подклассе разделяется на две группы - мужчин и женщин.

4-й уровень. Выбирается классификационный признак - наличие детей у женщин: есть, нет.

Созданная иерархическая система классификации имеет глубину классификации, равную четырем.

Рис. 1. Пример иерархической системы классификации

 

Пример. В качестве объекта классификации рассматривается успеваемость студентов. Ключевыми словами могут быть выбраны: оценка, экзамен, зачет, преподаватель, студент, семестр, название предмета. Здесь нет синонимов, и поэтому указанные ключевые слова можно использовать как словарь дескрипторов.

В качестве предметной области выбирается учебная деятельность в высшем учебном заведении. Ключевыми словами могут быть выбраны: студент, обучаемый, учащийся, преподаватель, учитель, педагог, лектор, ассистент, доцент, профессор, коллега, факультет, подразделение университета, аудитория, комната, лекция, практическое занятие и т.д. Среди указанных ключевых слов встречаются синонимы, например: студент, обучаемый, учащийся; преподаватель, учитель, педагог; факультет, подразделение университета и т.д. После нормализации словарь дескрипторов будет состоять из следующих слов: студент, преподаватель, лектор, ассистент, доцент, профессор, факультет, аудитория, лекция, практическое занятие и т. д.

Пример последовательного кодирования. Проведем кодирование информации, классифицированной с помощью иерархической системы ( рисунок ). Количество кодовых группировок будет определяться глубиной классификации и равно 4. Прежде чем начать кодирование, необходимо определиться с алфавитом, т.е. какие будут использоваться символы. Для большей наглядности выберем десятичную систему счисления. Анализ схемы на рисуноке показывает, что длина кода определяется 4 десятичными разрядами, а кодирование группировки на каждом уровне можно делать путем последовательной нумерации слева на право. В общем виде код можно записать как XXXX, где Х – значение десятичного разряда. Рассмотрим структуру кода, начиная со старшего разряда:

1-й (старший) разряд выделен для классификационного признака “название факультета” и имеет следующие значения: 1 – коммерческий; 2 – информационные системы; 3 – для следующего названия факультета и т.д.;

2-й разряд выделен для классификационного признака “возраст” и имеет следующие значения: 1 – до 20 лет; 2 – от 20 до 30 лет; 3 – свыше 30 лет;

3 –й разряд выделен для классификационного признака “пол” и имеет следующие значения: 1 – мужчины; 2 – женщины.

4-й разряд выделен для классификационного признака “наличие детей у женщин” и имеет следующие значения: 1 – есть дети; 2 – нет детей; 0 – для мужчин, так как подобная информация не требуется.

Принятая система кодирования позволяет легко расшифровать любой код группировки, например:

1310 – студенты коммерческого факультета, свыше 30 лет, мужчины;

2221 – студенты факультета информационных систем, от 20 до 30 лет, женщины, имеющие детей.

 

 

Пример фасетной системы классификации. Сгруппируем и представим в виде таблицы (рисунок ниже) все классификационные признаки по фасетам:

Структурную формулу любого класса можно представить в виде:

Ks=(Факультет, Возраст, Пол, Дети)

Присваивая конкретные значения каждому фасету, получим следующие классы:

Название факультета Возраст Пол Дети
Радиотехнический До 20 лет М Есть
Машиностроительный 20 - 30 лет Ж Нет
Коммерческий Свыше 30 лет    
Информационные системы      
Математический      

Рис. Пример фасетной системы классификации

 

Пример параллельного кодирования.. Проведем кодирование информации, классифицированной с помощью фасетной схемы (рисунок ниже). Количество кодовых группировок определяется количеством фасетов и равно 4. Выберем десятичную систему счисления в качестве алфавита кодировки, что позволит для значений фасетов выделить один разряд и иметь длину кода равную 4. В отличие от последовательного кодирования для иерархической системы классификации в данном методе не имеет значения порядок кодировки фасетов. В общем виде код можно записать как ХХХХ, где Х – значение десятичного разряда. Рассмотрим структуру кода, начиная со старшего разряда:

1-й (старший) разряд выделен для фасета “пол” и имеет следующие значения: 1 – мужчины; 2 – женщины;

2-й разряд выделен для фасета “наличие детей у женщин” и имеет следующие значения: 1 – есть дети; 2 – детей нет; 0 – для мужчин, так как подобной информации не требуется;

3-й разряд выделен для фасета “возраст” и имеет следующие значения: 1 – до 20 лет; 2 – от 20 до 30 лет; 3 – свыше 30 лет;

4-й разряд выделен для фасета ”название факультета” и имеет следующие значения: 1 - радиотехнический, 2 – машиностроительный, 3 – коммерческий, 4 – информационные системы, 5 – математический и т.д..

Принятая система кодирования позволяет легко расшифровать любой код группировки, например:

2135 – женщины в возрасте свыше 30 лет, имеющие детей и являющиеся студентами математического факультета;

1021 – мужчины возраста от 20 до 30 лет, являющиеся студентами радиотехнического факультета.

Название факультета Возраст Пол Дети
Радиотехнический До 20 лет М Есть
Машиностроительный 20 - 30 лет Ж Нет
Коммерческий Свыше 30 лет    
Информационные системы      
Математический      

Рис. Пример фасетной системы классификации

 

Пример. Все студенты одного факультета разбиваются на учебные группы (в данной терминологии – серии), для которых используется порядковая нумерация. Внутри каждой группы производится упорядочение фамилий студентов по алфавиту и каждому студенту присваивается номер.

 

Пример. Содержание указа правительства об изменении уровня взимаемых налогов для фирмы является, с одной стороны, внешней информацией, с другой стороны, входной. Сведения фирмы в налоговую инспекцию о размере отчислений в госбюджет являются, с одной стороны, выходной информацией, с другой стороны – внешней по отношению к налоговой инспекции.

 

Пример. В художественном цехе, где производится роспись чашек, в конце каждой смены регистрируется общее количество произведенной продукции и количество расписанных чашек каждым работником. Это первичная информация. В конце каждого месяца мастер подводит итоги первичной информации. Это будет, с одной стороны, вторичная промежуточная информация, а с другой стороны – результатная. Итоговые данные поступают в бухгалтерию, где производится расчет заработной платы каждого работника в зависимости от его выработки. Полученные расчетные данные – результатная информация.