Рынок информационных продуктов и услуг

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг , важнейшими компонентами которого являются:

  1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
  2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
  3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
  4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка .

Представляется наиболее правомерным следующий подход к инфраструктуре рынка, который взят за основу (Рис. 1).

Рис. 1

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:

2-й сектор - информатизация для специалистов, содержит следующие части:

3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:

4-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, специальное, сред непрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.;

5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

Правовое регулирование на информационном рынке

В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов регулирующие вопросы защиты информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. Это:

"Об информации, информатизации и защите информации";

"Об авторском праве и смежных правах";

"Об правовой охране программ для ЭВМ и баз данных";

"О правовой охране топологий интегральных схем".


Предыдущая страница